ЦФАСМАН

Евреи, ещё остававшиеся в Палестине после изгнания крестоносцев, в 13 веке основали Цфат (Сафед, по-арабски). В дальнейшем этот город стал центром притяжения как местных евреев-крестьян (их называли «мустаараб», то есть говорящие по-арабски), так и иммигрантов из Испании и восточной Европы. Здесь жили и творили известные раввины и толкователи Торы. Цфат превратился в определённом смысле в «еврейскую столицу» Палестины.

Мусульмане были поселены в Цфате турецкими властями в 18 веке. В этот период Турция заселяла всю Галилею выходцами из Сирии и Ливана. Среди переселенцев были как мусульмане, так и друзы, и христиане-марониты.

В тридцатые годы 19 века евреев Цфата поразили тяжёлые удары. После разрушительного землетрясения город подвергся погрому, в котором участвовали мусульманские и друзские жители окрестных сёл. Возможно, в этом нашло своё выражение «восстание феллахов», предков нынешних палестинцев, направленное против власти египетского правителя Мухаммада Али и его сына Ибрагима паши.

 Как бы то ни было, более 2.000 евреев погибли, и неизвестное число других переселились в «города-убежища» Палестины, то есть Иерусалим, Тверию и Хеврон. Само выражение «города-убежища» появилось потому, что евреям находиться  за пределами городских стен было опасно.

Похоже, что часть беженцев из Цфата достигли Восточной Европы. Распространённая здесь фамилия Цфасман обозначает выходца из Цфата. Возможно, что фамилия Талал произошла тоже оттуда. Восточные сладости как баклава, я думаю, стали известны евреям Восточной Европы тем же путём. Впрочем, «шнореры» (просители) из Палестины могли проделать ту же работу.

У евреев Палестины не было источников дохода и пропитания.  Волей-неволей они обращались за помощью к более богатым евреям Европы, чтобы выжить. Посланцев, приезжавших из Палестины за помощью, прозвали "шнорерами".

Торговля была опасным занятием, ведь за пределами городов-убежищ каждый еврей становился «человеком смерти», его можно было убить и ограбить, и это делали все местные жители, которые имели оружие, то есть мусульмане и друзы. Христианам и евреям, по законам ислама, было запрещено иметь оружие для самозащиты, путешественникам приходилось нанимать охранников-мусульман, которые тоже могли убить и ограбить. Отсутствие торговли и связанного с ней ремесла было одной из причин крайней отсталости и бедности Палестины.

Смысл движения  Хашомер был как раз в том, что евреи, имевшие двойное гражданство, могли нарушить турецкий закон и приобрести оружие. «Шомрим», начиная с Александра Зейда, стали наниматься охранниками. Затем возникла военизированная революционная организация, Хашомер Хацаир (Молодой Охранник), которая приобрела популярность также за пределами Палестины.

Мой отец в ранней молодости присоединился к этой сионистской организации в Станиславе (Ивано-Франковске), но затем перешёл к коммунистам. Коммунисты обещали интернационализм, то есть прекращение антисемитской дискриминации и погромов, и немедленное прекращение нужды для всех, без труда и эмиграции. Неудивительно, что еврейская молодёжь массово бросилась в коммунисты. В 1918 году оказалось, что большинство членов коммунистической партии Польши – это евреи. Коминтерн был вынужден сместить демократически избранное руководство КПП и назначить вождями «туземцев».

Но вернёмся в Цфат. К 1948 году в Цфате было два квартала: мусульманский и еврейский. После событий 1830-х годов мусульмане составили большинство населения. Мусульманский квартал начинался у Сарайи («дворца») турецкого губернатора. Многие мусульмане служили в аппарате губернатора. Другой конец обозначен мечетью, расположенной на границе еврейского квартала.

В 1948 году интенсивные бои происходили на стыке двух кварталов, часть зданий здесь была разрушена, а на оставшихся по сей день видны следы пуль.  Когда иорданский отряд, составлявший основу арабских сил, отступил, мусульмане покинули Цфат. Евреи остались и постепенно заселили бывший мусульманский квартал. Мечеть превращена в выставочный зал, в других домах открыты галереи художников, либо в них живут еврейские семьи, переселившиеся из еврейского квартала.

 

Больше на Вожди, идеи и современность

Оформите подписку, чтобы продолжить чтение и получить доступ к полному архиву.

Читать дальше