ЕВРЕИ В ПАЛЕСТИНЕ

7.В течение предшествующих столетий остававшиеся в Палестине с давних пор евреи были лишены своих земельных участков, полученных в наследство от праотцев. Чтобы достичь этого, турецкие правители применяли следующий приём: по закону, евреи (и христиане), владеющие участками, были обязаны платить высокий налог за землю. Если семья была неспособна выплатить налог, то главу семьи арестовывали, практически пожизненно. Поэтому евреи предпочитали передать землю мусульманским соседям и продолжать обрабатывать её как издольщики, или бросить свои наделы и уйти в «город-убежище», присоединившись к «халуке».  Разумеется, жители этих городов не были рады новым ртам, тем более, что вчерашние еврейские феллахи не могли комментировать тору. Постепенно феллахи покидали свои сёла. Полностью опустели Эйн Зейтун и Альма, евреи Кфар Ясифа ушли в Акко, из Пкиина бежали в Хайфу, Шфарам и Тверию.

Погром 1822 года в Цфате, изгнание евреев из Газы в 1820 году, а главное, «восстание феллахов» 1834 года, сопровождавшееся погромами в Иерусалим, Цфате и Хевроне (Тверийские евреи откупились, заплатив большой выкуп) – всё это привело к бегству евреев из периферийных городов Палестины в Иерусалим, и к огромной скученности и голоду в этом городе.

В 1875 году группа евреев из Румынии приобрела участок бесплодной земли и основала поселение, известное сегодня как Рош Пина. В 1878 году религиозные евреи из Иерусалима приобрели участок земли и основали сельскохозяйственное поселение Петах Тиква. В этот же период группа евреев Цфата приобрела землю и жильё в Шфараме, и попыталась обрабатывать свою землю, но не тут-то было. Соседи-христиане стали чинить препятствия, портить посевы и инвентарь. Евреям пришлось уйти из Шфарама.

8.А затем наступил новый период истории. В конце 19 века изменились евреи и изменился сионизм. После эйфории, связанной с эмансипацией и секуляризацией, после призывов к ассимиляции, наступило разочарование образованных светских евреев: оказывается, несмотря на все усилия, антисемитизм вовсе не исчез. Попытки евреев изменить свой облик и поведение, бороться за счастье всех народов, кроме еврейского, интернационализм и т.д., всё это не помогало. И тогда часть просвещённых евреев пришла к выводу, что решение «еврейского вопроса» — в возвращении в Сион. Ховевей Цион, БИЛУ, Герцль… 

И тут же последовала реакция турецких властей, включая кровавого (и неудачливого) султана Абдулхамида Второго. В 1882 году турецкое министерство иностранных дел запретило всем иностранным евреям въезд в Палестину. Правда, паломникам въезд был разрешён, на срок не более 30 дней и при условии, что они внесут залог, который смогут получить обратно при выезде. Ещё через пару лет турки придумали новый трюк: евреи должны были сдать при въезде все свои документы и получить взамен «красный билет». Документы получали при выезде, в обмен на «красный билет».

Турки прекрасно знали, почему евреи рвутся в Палестину: погромы в России, преследования в Румынии, антисемитизм в других странах. В ответ на предложения Герцля султан заявил, что предпочитает переселять в Палестину своих единоверцев-мусульман, и никаких там евреев! Ну да, он же был Халиф всех мусульман.

Антисионизм существует столько же лет, сколько и сионизм, то есть 2.500 лет.

 

Больше на Вожди, идеи и современность

Оформите подписку, чтобы продолжить чтение и получить доступ к полному архиву.

Читать дальше