Что такое пассионарность
1.Половой отбор людей может быть «естественным» (основанным только на половом инстинкте) или модифицированным, например, социально (брак по расчёту), в соответствии с модой, идеологией (религией) и т. д.
Роль модифицирующего фактора может играть группа, к которой принадлежит индивидуум, в том числе ближайшее окружение, и расширенная социальная группа, этническая группа, конфессия, политическая группа и т.д. В Мировой деревне такой модифицирующей группой становится всё человечество.
Кроме того, отбор можно разделить на индивидуальный отбор и отбор групп.
В естественном отборе людей можно выделить три фактора, различающихся по сути и по весу (влиянию на потомков):
1.1 Отбор рождением (половой отбор), который прямо ведёт к передаче генов и, соответственно, свойств индивидуумов и групп (популяций). Выбор полового партнёра в прошлом был действием отбора, поскольку половые связи без контрацепции у фертильных людей чаще всего приводил к беременности. Влюблённость и постоянная связь между любовниками гарантировали беременность почти на 100%.
Контрацепция изменила это, нарушив естественный механизм отбора. К сожалению, естественный механизм полового отбора перестал доминировать, и именно поэтому нам угрожает вырождение.
Сам факт размножения половым путём, которое преобладает в живой природе, вызван необходимостью отбора для поддержания и улучшения генофонда.
Как правильно отметил Зигмунд Фройд, половой инстинкт является основным, и этот факт — тоже следствие полового отбора как такового: индивидуумы с ослабленным половым инстинктом (либидо) имеют меньше шансов передать потомкам свои особенности, в том числе ослабленное либидо. Через определённое число поколений такие гены, не способствующие размножению, должны обязательно элиминироваться (если эти гены доминантные), и мы получаем то, что имеем сегодня: половой инстинкт является основным. Этот инстинкт сильнее, чем страх смерти, лень, ксенофобия, стремление к свободе, голод и болезни (последнее до определённой черты, когда ослабление организма может временно подавить основной инстинкт, либо закончиться смертью).
Отбор групп здесь действует в том же направлении, что и индивидуальный отбор. Группы, где преобладали индивидуумы с повышенным либидо, быстрее восстанавливались после потерь (например, голода и войны). Такие группы были склонны к поиску новых мест, новых источников питания, к переселениям и «смешению» с другими группами. Высокое либидо – одна из причин «пассионарности».
Исключение составляют рецессивные гены. Эти гены меньше элиминируются половым отбором, в замкнутой группе они накапливаются, для их элиминации необходимо «смешение» индивидуумов с разнородными генами и последующий отбор.
По-видимому, именно поэтому стремление выбрать в качестве полового партнёра «чужака» является частью полового инстинкта, оно тоже приводит к «пассионарности» индивидуума, а вследствие накопления таких индивидуумов – к «пассионарности» группы.
1.2.Отбор элиминированием, в том числе отбор через смерть, который ошибочно называют «дарвиновской борьбой за существование». Смерть детей или молодых людей, которые не успели родить потомков, обоснованно считают самой несправедливой, такая смерть вызывает моральное осуждение и протест против убийц.
Если же гибнет человек, у которого уже есть дети, то такую потерю общество переживает легче.
Всё это говорит о том, что наши эмоции – это результат отбора групп. Мы существуем в группах (популяциях). Смерть индивидуума, который не успел передать свои гены потомкам и сохранить их в популяции, я называю абсолютной. Смерть индивидуума, который родил (передал свои гены), и умер или погиб после этого, я называю относительной. Его гены продолжают жить в популяции. Отсутствие потомков у человека, по любой причине, означает неизбежную абсолютную смерть.
Возможно, поэтому гомосексуальные и лесбийские связи вызывают инстинктивное отторжение со стороны большинства. Я не призываю преследовать гомосексуалистов и лесбиянок, но считаю, что они не должны выставлять напоказ свои сексуальные предпочтения. «Марши гордости» — это лишнее, будьте скромными.
1.3.Ограничение рождаемости.
Контрацепция в прошлые времена очень мало влияла на скорость размножения. В то же время необходимость ограничить рождаемость существовала почти всегда. «Бэби-бум» имел место после кровопролитных войн и голода, в мирное же время естественный прирост ограничивался недостатком пищи, охотничьих угодий, обрабатываемых земель и других ресурсов. Естественные способы ограничения рождаемости – это прекращение фертильности в связи со старостью, гомосексуализм, лесбиянство, педофилия, то есть половые связи, которые не приводят к беременности. Пониженное либидо даёт похожий результат.
Половой отбор приводит к тому, что гены, способствующие высокой рождаемости, преобладают. Если бы не было отбора групп, то гены гомосексуализма исчезли бы вообще. Мы знаем, что этого не произошло. Почему? По-видимому, группы с умеренной рождаемостью имели преимущество в борьбе за существование. Вероятно, что соответствующие гены передаются рецессивно, и таким образом защищены от элиминации половым отбором.
Контрацепция, в общем случае, противоречит эффективности отбора.
1.4.Альтернатива ограничению рождаемости – развитие цивилизации, технологии, хозяйства, торговли. Такое развитие может быть результатом «пассионарности».
Другая альтернатива ограничению рождаемости – внешняя экспансия воинственных «пассионарных» групп, связанная с войной, захватом территории и\или переселением.
Многие женщины инстинктивно отдают предпочтение сильным воинственным мужчинам, прирождённым бойцам. В результате часть популяции – это люди, больше пригодные для войны, чем для мирного труда. Популяция, имеющая избыток таких мужчин, например викинги, воинственна, и тоже может считаться пассионарной.
2.Отбор групп.
2.1 Отбор групп реально существует, и этот вид отбора «диктует правила игры», то есть задаёт цели и особенности индивидуального, в том числе полового, отбора, а также задаёт множество других генетических особенностей индивидуумов и групп (популяций).
Отбор групп обычно действует в том же направлении, что и индивидуальный отбор, и поэтому мы не всегда можем определить, что является причиной того или иного результата. Группа в целом «заинтересована» в том, чтобы составляющие её люди были умными, здоровыми, энергичными. В том же направлении действует и индивидуальный отбор.
В отдельных случаях результат отбора групп противоречит индивидуальному отбору, и тогда мы более или менее уверенно говорим: да здесь действовал отбор групп. К таким свойствам относится готовность к самопожертвованию ради общего блага, существование совести, сочувствия и солидарности с незаслуженно обиженными (справедливость).
2.2 Cмена поколений.
Рассмотрим процессы старения и смерти. Казалось бы, индивидуальный и половой отбор должны привести к постепенной победе долгожителей, ведь срок их фертильности длиннее, соответственно доля их генов в генофонде должна постоянно увеличиваться, вплоть до победы всеобщего бессмертия.
Теоретически, бессмертие возможно, ведь ткани организма постоянно обновляются, только скорость этого процесса изменяется на протяжении жизни. На самом деле генетически заложенный механизм самоубийства организма («старость») неизбежно ограничивает продолжительность жизни. Генетически заложенный механизм приносит в жертву стариков ради того, чтобы их сменило новое поколение, и объяснение этого – группа (популяция) в целом нуждается в смене поколений. Популяции, где происходит смена поколений, лучше приспосабливаются к меняющимся условиям существования, и такие группы выживали в тяжёлой борьбе за существование.
В старости люди теряют красоту (сексуальную привлекательность), и особенно это касается женщин после менопаузы. Происходят гормональные и физические изменения в определённом, однозначном направлении «старения». Объяснить это явление индивидуальным половым отбором невозможно. Объяснение в том, что группа (популяция) как целое выигрывает, когда не-фертильные партнёры «выбывают из игры», перестают привлекать потенциальных фертильных партнёров, тогда эти партнёры переключаются на фертильных красавиц и фертильных «настоящих мужчин».
2.3 Диалектика отбора, любовь, эгоизм и альтруизм.
«Основной инстинкт» постоянно толкает людей на поступки и жизненные решения, которые явно противоречат их индивидуальным интересам. Ради любви мы готовы пожертвовать карьерой, разрушить семью, сложившийся уклад жизни, оказаться выброшенными из общества. Политики разрушают свою карьеру, то есть главное, что у них есть в жизни. Наша собственная природа навязывает нам решения, которые противоречат нашему эгоизму, корыстолюбию и лени, а в чём же выигрыш?
Выигрывает та популяция, к которой мы относимся. Сила популяции – в разнообразии составляющих её людей, разнообразии их свойств и талантов. Новая любовь и новые дети – это ещё один шаг полового отбора. Чем больше таких шагов, тем эффективнее отбор, это приносит пользу не нам самим, а нашим потомкам и популяции в целом.
Большую часть своей жизни люди находятся в состоянии поиска «пары». Женщины заботятся о своей внешности, мужчины тоже, хоть и в меньшей степени. Те и другие занимаются спортом, чтобы улучшить фигуру. Природный дар сочинять стихи, песни, танцевать и петь – это, в конечном счёте, проявления «основного инстинкта».
С другой стороны, верность, любовь и семья – это тоже одно из последствий «основного инстинкта». Наличие мужчины в семье даёт рабочую силу, дополнительный ум (одна голова хорошо, а две лучше) и увеличивает шансы детей выжить и развиться. Дедушки и бабушки здесь тоже не лишние, они помогают детям выжить в случае распада семьи или смерти родителей. Так что привязанность дедушек-бабушек к внукам тоже имеет генетическую основу.
Этот пример, вечность семьи и измены, ещё раз доказывает, что гены, диктующие наше «основное» поведение в жизни, диалектичны. Этот внутренний разрыв причиняет нам душевные и физические страдания, но уйти от этого нельзя. Свадьба и развод, любовь и супружеские измены, как будто мы хотим этого сами, но на самом деле всё это выглядит так, как будто какая-то высшая сила дёргает за ниточки, а мы – марионетки. Обычно эту роль кукловода приписывают «божьей воле», но я думаю, что нами распоряжаются наши гены, или, если хотите, назовите это «голосом предков».
2.4 Совесть.
Совесть ограничивает эгоизм, не даёт ему развернуться в полную силу. Конечно, эгоизм – тоже не что-то лишнее в нашей жизни. Ведь эгоизм – это расширение инстинкта самосохранения, без него люди гибнут, или прозябают, не имея возможности раскрыть свои таланты и оставить потомков. Если все члены коллектива окажутся 100%-ными альтруистами, то такой коллектив погибнет. Но если все члены коллектива – 100%-ные эгоисты, то и в этом случае коллектив распадётся. Кстати, семья – это тоже коллектив. Баланс между совестью и эгоизмом – тонкое дело.
Наш опыт, ум и знания ограничены, и то, что подсказывает нам эгоизм и корыстолюбие, чаще всего оказывается ошибкой, просто мы ещё не знаем всех долговременных последствий наших решений. Совесть включает в себя опыт многих поколений, поэтому, как правило, стоит полагаться на её голос.
Итак, совесть – это тоже генетически заложенное в нас свойство. А почему же она существует? И в чью пользу говорит голос совести? Естественно, он говорит в пользу наших детей и в пользу нашей группы, с которой мы идентифицируем себя. В частном случае нашей группой может быть наш народ (этнос), семья, близкие, конфессия, партия и всё человечество. Другими словами, совесть – это результат отбора групп.
Пассионарность, среди прочего, предполагает развитую совесть у индивидуума и группы в целом, и оптимальный баланс между совестью и эгоизмом.
3. Общественная психология.
3.1 Как я уже упоминал, лень, наряду с инстинктом самосохранения и чувством голода, играет роль «второго основного инстинкта». Государства и господствующие классы живут за счёт того, что преодолевают естественную лень трудящихся. Основные способы преодоления лени, которые использовались с начала цивилизации и по сей день – это насилие со стороны государства, плата за труд (что особенно эффективно в условиях постоянной угрозы голода) и убеждение (идеологическая промывка мозгов, этим занимались в основном жрецы). В то же время всегда существовали естественные факторы преодоления лени. В первую очередь это угроза голода, совесть и чувство долга по отношению к близким, давление детей и супруга (супруги) на кормильца, и наконец креативный инстинкт. Люди добровольно преодолевают лень, когда ставят перед собой цель, задачу. Такой задачей может быть в частности, военный поход за идею. В других случаях это может быть просто мирный труд, обеспечение себя и семьи, создание произведений искусства и ремесла, дальнее путешествие, открытие новых земель, создание научной теории и т.д. Креативность – один из главных признаков пассионарности. К этому можно добавить также стремление создать запас на чёрный день, то есть обогатиться, и стремление достичь лучшего личного статуса в обществе, в том числе врождённую жажду власти.
Лень – это, в принципе, защита организма от перегрузок, физических и ментальных. Человек нуждается в отдыхе и развлечениях и инстинктивно стремится получить их как можно больше. Но если дать волю лени и стремлению к удовольствиям, не ограничить их, то человек мог погибнуть, семья разрушиться, а группа, состоящая преимущественно из лентяев, погибнуть в борьбе за выживание.
3.2 Ещё одно врождённое свойство людей, имеющее отношение к теме, — это стремление к свободе. В своей основе личная свобода – это возможность для индивидуума выбрать самые удобные условия для себя лично и для своих близких, как социальные, так и моральные. Это стремление включает стремление к свободе от внешних факторов («врагов»). Стремление к свободе от врагов, внутренних и внешних, может быть распространено на свою группу (племя, народ, конфессию, партию).В частности, национальная независимость нужна для того, чтобы нация могла обеспечить себе оптимальные внешние и внутренние условия. На самом деле, как показывает опыт, эти оптимальные условия заключаются в том, что национальные элиты получают возможность беспрепятственно эксплуатировать всех остальных, а при удачном стечении обстоятельств также осуществлять внешнюю экспансию (колониальные захваты).
Разумеется, свобода, как личности, так и коллектива, ограничивается другими личностями и коллективами, начиная с членов семьи, всех других людей, с которыми человек сталкивается, и кончая «чужими» народами и общественными классами. Это не значит, что стремление к свободе можно элиминировать вообще, ведь это врождённое свойство подавляющего большинства людей. Этому свойству противостоит конформизм, который тоже свойственен большинству. Снова мы имеем пример диалектической связи психологических особенностей людей. Без конформизма, в частности добровольного подчинения «вождю» невозможно победить в войне.
Чрезмерное ограничение свободы личности не даёт возможность этой личности оптимально устроить свою жизнь, развиваться, трудиться и растить детей. Рабство доказало свою экономическую неэффективность и было отменено в первую очередь потому, что рабы не имели возможности развиваться, проявлять свой креативный инстинкт, ведь их развитие сдерживалось искусственно. Для развития личности нужна свобода. Кстати, для поиска «правильного» партнёра в браке тоже нужна свобода.
В то же время неограниченная свобода ведёт к войне всех против всех, и в этой войне побеждают именно аморальные (уголовные) элементы. Общество разрушается от такой свободы. Существует объективная необходимость ограничить свободу до определённой оптимальной степени.
4. Цивилизации.
Состояние цивилизации прямо связано с пассионарностью создавшего её этноса..
Мы знаем из истории о рождении, зените и гибели цивилизаций (по Арнольду Тойнби), и в большинстве случаев конец наступал в результате внутреннего кризиса цивилизации, которым пользовались также внешние враги.
Основной причиной кризиса было снижение «пассионарности» этноса, создавшего цивилизацию, по ряду причин: 1.Моральный кризис, часто связанный с социальными противоречиями, угнетением большинства, потерей индивидуальной свободы и внутренней борьбой. 2.Развитие рабовладения. Рабы не имели возможности свободно выбирать супругов, за них это делали хозяева, и результатом было вырождение рабов. 3.Застой, малая подвижность населения. Закрепление крестьянского большинства на земле приводило к недостаточной подвижности людей, сужению круга общения и выбора партнёра, и как следствие ухудшению генофонда, накоплению рецессивных генов.
Набеги кочевников и периодические завоевания извне, по существу, улучшали ситуацию и позволяли обновлять генофонд. Как правило, это приводило к новому подъёму цивилизации, пусть под другим названием, с новым языком и самосознанием.
5. Итак, подведём итог.
Пассионарность – это набор свойств, как повышенная креативность, развитая совесть, солидарность со «своими» (включая семью и родину), свободолюбие, уравновешенное конформизмом, повышенное либидо, повышенные умственные способности индивидуума. Когда эти свойства суммируются в группе, эта группа тоже становится пассионарной.
Пассионарный «толчок» происходит в результате массовых мутаций, как правило это результат «смешения» и притока новых генов, затем полового отбора в течение нескольких поколений. Далее, согласно Гумилёву, наступает пик пассионарности и затем медленное «старение» этноса. Похожую схему предложил Арнольд Тойнби.
«Старение» этноса и цивилизации может быть нарушено в результате нового «толчка», в виде массового вселения (кочевников, иммигрантов, завоевателей) и «смешения». В результате возникают новые «отцовские» этносы либо возрождаются старые «материнские». В обоих случаях цивилизация, созданная этносом, возрождается и может достичь нового уровня.