ТРИ ПРАВЯЩИХ КЛАССА

ТРИ МЕТОДА КОНТРОЛЯ И ТРИ ПРАВЯЩИХ КЛАССА

Организованное (классовое) общество людей основано на трёх способах управления людьми: 1. Насилие или угроза насилия. 2. Материальная выгода и угроза бедности, в том числе голода. 3. Внушение, включая проповедь и совесть.

На этих трёх методах управления базируются три правящих класса. 1. Контроль с помощью насилия — это профессия чиновников, включая армию, полицию, суды и т. д. 2. Контроль с помощью материальных интересов — профессия богачей. 3. Контроль через внушение — это профессия средств массовой информации, духовенства и партий. Таким образом, у нас есть три правящих класса с самого начала существования общества людей.

Карл Маркс подчеркивал в основном материальный контроль буржуазии и недооценивал роль насилия (государства) и внушения (церкви и партий).

Он ошибался. На протяжении всей истории человечества существовало одновременно три правящих класса: чиновники, богачи и идеологи. Идеологи обычно служили двум более сильным правящим классам — чиновникам и богачам. Однако иногда идеологам удавалось временно подчинить два других правящих класса.

Большая часть истории была сценой взаимной борьбы между «сильными» правящими классами, то есть бюрократией и богачами. При этом оба эти класса обычно не могут существовать отдельно один от другого. Богачи нуждаются в поддержке государства и подкупают чиновников. Это классический пример «единства и борьбы противоположностей» по Гегелю.

Все три метода контроля используют различные свойства человеческой психологии, такие как страх перед насилием и голодом, стремление к счастью и удовольствиям, склонность к вере и подчинению авторитету, конформизм и т. д.

 

СОЦИАЛЬНЫЙ СТРОЙ, ГОСУДАРСТВА И ИДЕОЛОГИИ ОСНОВАНЫ НА ПСИХОЛОГИИ ЛЮДЕЙ

Врождённая склонность к абстрактной идее (вере или любой нерелигиозной идеологии) присуща большинству людей, о чём и написал Юваль Ноах Харари в своей знаменитой «Краткой истории человечества». Согласно Харари, именно эта особенность Хомо Сапиенс обеспечила нашу способность создавать большие коллективы, от государства, армии, церкви и политических партий, до корпораций и спортивных обществ.

Юваль Харари во многом прав, но зачастую «перегибает палку» в сторону идеализма, а затем пытается выйти из порочного круга, в который он сам себя загнал. Поскольку разные формы организации общества, основанные на способности людей к абстрактным идеям, устойчивы и движут большими массами людей в течение больших отрезков времени, Харари выделил класс «псевдо-воображаемых сущностей», как промежуточных между воображаемыми и материальными

Я предпочитаю название «материализованная идея». Раньше это явление описывали, говоря, что идеи обладают материальной силой. Нации, общественные классы, государства и т.д. можно отнести к этим «псевдо-воображаемым сущностям», а точнее материализовавшимся идеям. 

……………….

«Мифы», которым Харари придаёт решающее значение, это идеи, которые появляются у отдельных людей по принципу «эффекта бабочки», а затем захватывают целые народы или весь мир.

И всё же эти идеи не случайны. В их основе лежат врождённые психологические свойства людей, о которых говорил Фрейд. 

Точнее, из огромного количества идей распространяются лишь те, которые, с одной стороны, соответствуют особенностям психологии людей, а с другой стороны отвечают их потребностям, как материальным, так и духовным и биологическим. 

Общество людей и его коллективное сознание связаны диалектически. Общество порождает идеи, а идеи формируют это общество.

Это классический случай «курицы и яйца». Карл Маркс объявил, что «общественное бытие определяет общественное сознание». Сегодня Юваль Харари объявил нам прямо обратное. Кто из них прав? Оба правы, но лишь частично. Как это часто бывает, истина находится посредине. Точнее, яйцо и курица связаны диалектически.

Вопреки Марксу мы не можем считать, что «общественное бытие» первично, а «общественное сознание» вторично. Согласно Харари и нашему собственному опыту идеи, вместе с другими факторами, формируют «общественное бытие». Маркс игнорировал биологические и духовные свойства людей как часть «общественного бытия», сводя всё к денежным и социальным интересам.

………..

Однако, когда Харари, в пику Марксу, объявил о главенстве идей, формирующих общество, он забыл о Фрейде, то есть о психологии людей. Маркс, естественно, вообще не знал о Фрейде, иначе он бы создал совсем другую теорию.

Идеи, которые овладевают нами, не случайны. Они основаны на индивидуальной и массовой психологии людей. На деле мы имеем треугольник: Фрейд, Харари и Маркс изложили мысли, которые взятые вместе точно описывают явление, при условии, что мы принимаем все три явления как взаимодействующие.

Социальные идеи Маркса – это тоже абстрактные идеи, которые материализовались в виде политических движений, партий и государств. 

Материальные (денежные) расчёты, согласно Марксу, являются общей идеей как богатых, боящихся разорения, так и бедняков, живущих в страхе голода и нужды. Как доказал нам кризис короновируса, временное материальное благополучие очень хрупко. Все хотят скрыть свой страх от посторонних глаз, выдвигая разные идеи-предлоги вроде «либерализма», «коммунизма», Бога и т. д. Именно это имел в виду Маркс.

Но человек – не только «социальная машина», как считал Карл Маркс. Мы ещё и биологические особи, которые хотят не только кушать, но и любить (размножаться), лениться, развлекаться. Есть кто-то, кому власть над другими людьми важнее богатства, и есть те, кто понимают, что большие деньги дают власть.

От безделья и ради развлечения нам приходят в голову разные идеи, мы хотим творить, рисовать, создавать бессмертные стихи… Это зовут креативностью.

Психология индивидуума построена диалектически, то есть, на комбинациях противоположных свойств, присущих одному и тому же человеку. Каждому свойству нашей психологии противостоит хотя бы одно противоположное свойство. Всё же существуют отдельные «безусловные» инстинкты, как например голод и половой инстинкт, не уравновешенные противоположным инстинктом.

Маркс слишком упростил нас, представив людей социально-денежными роботами.

Когда материальные потребности большинства удовлетворены, более важное место занимают идеи, связанные с биологическими потребностями людей, включая погоню за удовольствиями, секс, а также лень и антипод лени, креативность. Социальные идеологии и основанные на них партии (социалисты, коммунисты) уходят в прошлое.