ХАЗАРЫ, ГОРСКИЕ ЕВРЕИ И АШКЕНАЗЫ

ХАЗАРЫ-ТЮРКИ  И ХАЗАРСКИЕ ЕВРЕИ

Письмо, которое послала киевская община евреев в середине 10 века (и которое сохранилось в Каирской генизе) было написано на иврите. Только слово «сын» (бар) — арамейского происхождения. Впрочем, возможно, это слово в данном контексте означает принадлежность к роду.

Давайте рассмотрим имена этих киевских евреев 10 века. В письме упомянуты 12 имён:

0) Mar Jakob bar Hanukah (господин Яков сын Хануки) – человек, которому посвящено письмо (просьба о денежной помощи). Его имя упомянуто в тексте. Это имя библейское, а имя отца (отчество) образовано от названия еврейского праздника Ханука.

………………………….

Лица, подписавшие письмо:

1.Abraham the parnas (Авраам кормилец), то есть богатый человек, возможно торговец, благодаря которому община кормилась.

2.…jel bar Manas (…ель сын Манаса). Его отец носил тюркское имя, тогда как сам он скорее всего получил имя на иврите.

3.Reuben bar Gostiata (Реувен сын Гостяты). Человек с библейским именем Реувен, отец которого носил славянское имя Гостята (гость, или купец).

4.Bar Kybar Cohen (Сын Къябара, или Кайбара, коэн). Это сын человека с тюркским именем, и еврейским священническим титулом коэн. Собственное имя этого человека не указано вообще.

Может быть он действительно был коэн, предки которого занимали высокое положение в хазарском государстве и давали своим детям «престижные» хазарские имена. Более вероятно, однако, что  он был хазарином-тюрком, который в Киеве присоединился к существовавшей там еврейской общине. После захвата Киева варягами оставшиеся хазары должны были перейти на службу к новым хозяевам, либо присоединиться к евреям.

В данном случае хазарин по имени Кьябар присоединился к евреям. Как представитель бывшей «титульной нации», он добивался признания его «настоящим» евреем, претендуя на высший священнический титул, который передаётся только по наследству.

5.Samson Judah “called Swarth” (Самсон Иуда прозванный «Сварт»). У этого человека два имени, оба библейские. Прозвище переводят из скандинавского германского языка как «чёрный». Намёк на то, что скандинавское наречие было живым языком у киевлян того времени.

Клёсов может сколько угодно отрицать норманнскую теорию, но из еврейского документа середины 10 века упрямо выглядывает историческая действительность.

Но может быть Сварт был варягом? Это маловероятно: с какой стати выходец из господствующей группы присоединится к еврейской общине? В Киеве того времени было выгоднее быть варягом, чем евреем. Еврейская община потеряла доходы от торговли через Хазарию и даже была вынуждена просить помощи у более богатой общины Египта.

6.Hanukah bar Moses (Ханука сын Моисея). Снова название праздника Ханука в качестве собственного имени. Отец этого человека носил самое распространённое во все времена еврейское имя Моисей.

7.Qufyn (Qufyan?) bar Yoseph (Куфын сын Иосифа). Носитель тюркского имени, отец которого носил распространённое библейское имя. Скорее всего это обращённые хазары, присоединившиеся к еврейской общине, или род смешанного происхождения.

8.Manar bar Samuel Cohen, ( Манар сын Самуила, коэн). Человек с тюркским именем Манар, отец которого носил распространённое библейское имя Самуил. Как и в случае (4), претендует на высшее священническое звание, передаваемое по наследству. То ли «настоящие» коэны, близкие к хазарским властям, давали своим детям хазарские имена, то ли властители-хазары, принявшие иудаизм, провозглашали себя коэнами ради престижа. Вероятнее всего, те и другие переженились между собой.

9.Judah bar Isaac Levite, (Иуда сын Исаака, левит). Обычный (скорее всего «настоящий») еврей, претендующий лишь на скромное звание левита (служителя Храма).

10.Sinai bar Samuel (Синай сын Самуила). Название горы Синай в качестве личного имени, и отец носящий обычное библейское имя Самуил.

11.Isaac the parnas (Исаак- кормилец), см. также (1).

………………………..

Далее следует тюркская руническая надпись: Okhqurum – “Я прочитал это».

………………………..

А теперь займёмся историей, арифметикой и генетикой.

Из двенадцати упомянутых людей семь носят только еврейские имена. Двое из них «кормильцы», скорее всего богатые купцы. «Жидовская слобода» Киева была расположена у «Жидовских» (Львовских) ворот у западного въезда в город. Отсюда дорога вела на запад, в Европу.

Вспомним, город Киев процветал потому, что через него проходила северная ветвь Великого шёлкового пути из Европы в Китай. Может быть, хазары приняли иудаизм ради того, чтобы «перетянуть» Шёлковый путь от мусульман на север, и получать большие доходы?

До поры до времени ведущую роль в этой торговле играли евреи. На этой торговле держалась и хазарская империя, до тех пор, пока варяги не перерезали этот путь именно в Киеве. Завоевав Киев, норманнский князь Олег «отрезал» Хазарию от Европы, и одновременно открыл новый торговый путь через Киев: «из варяг в греки», который контролировали скандинавские купцы. Тут-то евреи Киева и лишились своих основных доходов.

Но вернёмся к письму. Его прочитал чиновник, который подписал письмо на тюркском языке руническим письмом: «я прочитал это». Какой киевский чиновник мог прочитать письмо, написанное на иврите, и расписаться на тюркском языке тюркским письмом? Ну конечно, этот чиновник был хазарин.

Получается, что, несмотря на враждебные отношения между Киевскими князьями и Хазарским каганом, в Киеве служили грамотные чиновники-хазары. Кстати, западноевропейские источники того времени называют русского киевского князя каганом…

Новым властителям-варягам нужны были грамотные чиновники, а под рукой были только чиновники-хазары. Возможно, княгиня Ольга пригласила христианских миссионеров из Константинополя и Западной Европы, чтобы избавиться от хазарской зависимости.

Одной из главных причин, по которой властители приглашали миссионеров и обращались в христианство или ислам, была необходимость иметь грамотных чиновников. Священники обучали грамоте правящую верхушку, торговцев, писарей.

В Киеве до принятия христианства грамотными были только евреи и хазары, но евреи берегли свои знания для себя, для своей торговли и денег. Хазарское государство было единственным, где еврейская грамотность стала достоянием правящего класса и чиновников, благодаря обращению верхушки в иудаизм.

И всё же, был ли тот чиновник, что проверил письмо, членом еврейской общины, или в Киеве были две отдельные общины, евреев и хазар-тюрок? Скорее всего, были две общины. Киевский район Козары (Хазары) находился на Подоле, на востоке города, тогда как Жидовские ворота, у которых жили евреи, были западными воротами.

…………………………………….

А теперь вернёмся к арифметике.

Семь «чисто еврейских» имён можно разделить на две группы.

Одна группа, имена (1), (5), (9) и (11) – это «самые обычные» библейские имена, которые в ходу у всех евреев, где бы они (мы) ни жили.

Вторая группа, имена (0), (6) и (10) – это имена и отчества на иврите, которые содержат, наряду с «обычными» библейскими именами, имя Ханука (дважды) и имя Синай. Для сравнения вспомним, что хазарский полководец Песах разбил войско князя (или кагана?) Игоря в Самкерце в те дни, когда киевские евреи писали свою эпистолу. Не потому ли понадобилась люстрация (проверка) этого письма? Как бы эти евреи не сговорились со своими единоверцами хазарами против князя…

Сегодня фамилии Ханукаев и Писахов – самые распространённые у горских евреев. И больше ни у каких других…

Вторая по численности группа имён включает людей, чьи имена или отчества не имеют ничего общего с ивритом: это (2), (3), (4), (7) и (8), всего 5 имён.

Четыре из них содержат тюркские имена или отчества. Двое из тюрок относят себя к коэнам. Эти претензии на родовитость могут указывать на хазарское, может быть даже царское, происхождение их родов.

Почему же тогда эти люди вошли в еврейскую, а не в хазарскую общину Киева? Значит, им не нашлось места в администрации варягов. Возможно, им не доверяли из-за их высокого происхождения, принадлежности к царскому роду хазар. С другой стороны, они могли быть смешанного еврейско-хазарского происхождения.

Имя (3) «сын Гостяты» — очевидно славянское. Оно понятно, славяне, наряду с варягами и хазарами, были основными и давними жителями Киева. Здесь пример того, как кто-то из славян присоединился к еврейской общине, а его сын стал евреем. Кстати, слово «гость» на самом деле имело второе значение: «купец». Может быть купец-славянин женился на еврейской девушке? Интересно, а кто была жена Гостяты?

…………………………

Давайте разберёмся, как связаны горские евреи с хазарами? Кратко говоря – изначально. Вскоре после того, как царский род Хазар бежал из центра Западно-Тюркского каганата на его окраину, в Северный Дагестан, туда же прибыли еврейские беженцы из великой Персидской империи. Империя была охвачена смутой, или революцией, как кому нравится, которую возглавил революционер Маздак. Сторонники Маздака требовали разделить по справедливости имущество и жён богатых людей.

В это время в Двуречье проживало около миллиона евреев, и многие из них были богаты, в основном благодаря торговле с Китаем по Великому шёлковому пути. Они-то и стали беженцами.

 Из Двуречья и Ирана евреи перемещались севернее, в Армению, Хорезм, Кавказскую Албанию и Дагестан. Не исключено, что эти богатые купцы, которые поддерживали связи от Китая до Европы, искали альтернативные торговые пути, чтобы обходить  охваченный смутой Иран. На севере Дагестана и произошла «встреча» хазар с евреями.

Ирано-язычные Горские евреи изначально приняли участие в создании нового хазарского  государства. Еврейским купцам была нужна военная империя, которая сможет обезопасить торговые пути. Армия Хазарии, включая командиров, в значительной степени состояла из горских евреев. Евреи контролировали и торговлю, которая приносила основной доход в казну (а не какая-то символическая дань, которую платили «завоёванные» племена).

Цель, которую преследовали хазары, создавая свою огромную империю, была не дань, а мир и предотвращение грабежей на путях торговли. Евреи и хазары – это был симбиоз, цель которого – получать доход от торговли.

И всё же хазары-тюрки не приняли иудаизм добровольно. Оба источника, описавшие историю хазарского государства, упоминают насильственную революцию, которую осуществил полководец Булан (по версии хазарского царя Иосифа), он же Сабриэль (согласно письму хазарского еврея, проживавшего в Константинополе). В ходе революции и захвата власти Булан «восстановил религию предков, иудаизм».

Ясно, что для хазар-тюрок иудаизм не был религией предков. Получается, что еврей Булан\Сабриэль захватил власть и навязал иудаизм кагану и его роду, а также, возможно, и некоторым другим тюркским родам, правившим хазарской империей.

В это же время каган переместил свою ставку из Дагестана на Волгу, поближе к кочевым тюркским племенам. Односторонняя опора на горских евреев Дагестана как основу армии и аппарата чиновников оказалась опасной для хазарских властителей, и они постарались сбалансировать влияние евреев, противопоставив им тюрок.

………………………

Полного слияния тюрок-хазар с евреями Хазарии так и не произошло. Это заметно по существованию в Киеве раздельных общин для евреев и хазар. Зная еврейское письмо, хазарские чиновники продолжали пользоваться и своим руническим письмом, и своим тюркским языком.

Царь Иосиф (или его писец) написал своё письмо кордовскому еврейскому вельможе Хасдаю ибн Шапруту на иврите, но хазарский писец в Киеве (современник царя Иосифа) прочитал письмо киевских евреев, написанное на иврите и написал на нём резолюцию рунами на хазарском языке.

Хазария не была еврейским государством. Это было разно-племенное государство, в котором правили хазары, а евреи пользовались огромным влиянием, но властителями были тюрки-хазары, пусть даже принявшие иудаизм.

Евреи Хазарии «смешались» с господствующими хазарами-тюрками благодаря бракам, но продолжали оставаться отдельной общиной, основным занятием которой была торговля и ремесло, а также поддержание иудейской религии и обучение грамоте.

В последний период существования хазарской империи хазары-тюрки обратились в ислам, а еврейская община сохранила иудаизм. В связи с разрушением империи евреи покинули её столицу Итиль, которая обезлюдела.

Остатки Итиля не обнаружены потому, что там не было массивных каменных построек. Правящая группа хазар сохраняла полу-кочевой стиль жизни. Простой люд, включая мелких торговцев и ремесленников, проживал в лёгких временных домах, остатки которых сгорели, сгнили и были занесены илом наводнений.

Старые еврейские общины окраин Хазарии остались на своих местах: на Кавказе (горские евреи), в Крыму и Тмутаракани, и, как мы видим, в большом многонациональном торговом городе Киеве.

……………………….

Состав киевской еврейской общины, судя по именам, таков.

Больше половины её членов (7 из 12) были «традиционные» евреи, среди которых трое имеют очевидные горско-еврейские имена или отчества. Четырёх можно отнести к  хазарам-тюркам (скорее всего смешанным с евреями), и один – славянского происхождения. И мы не знаем, кто были матери этих людей.

А теперь обратимся к Бехару и Клёсову, точнее к генетическим данным.

Здесь мы должны рассмотреть результаты исследования Бехара (2017), которое указывает, что ашкеназские мужчины несущие ген R1a-Y2619 (всего 7,9%) имеют иранское происхождение. Такой результат соответствует хазарской гипотезе с одной важной поправкой: этот ген принадлежал хазарским евреям, пришедшим из Ирана и Месопотамии, а не хазарским тюркам. Это означает, что гипотеза Эрана Эльхаика / Даса может оказаться частично правильной.

Если это так, то мы должны найти другой хазарский тюркский ген, и наиболее подходящим представляется еврейский ген Q-M378. Согласно Википедии, «он широко распространен в Европе, Южной Азии и Западной Азии.  Он обнаружен среди образцов хазарейцев и синдхов. [2] … Он также встречается у уйгуров северо-западного Китая в двух отдельных группах. [4] Предполагается, что субклад Q-M378 и, в частности, его ветвь Q-L245 являются ветвью, к которой принадлежат мужчины Q-M242 в популяциях еврейской диаспоры».

Имея 7,9% R1a-Y2619 плюс 6% еврейских субкладов Q-M378, мы получаем около 14% «хазарских» генов среди ашкеназских мужчин. Это минимальная цифра, так как евреи Хазарии могли нести также J1, J2 и другие гены ближневосточного происхождения. Генетические исследования горских евреев могут разрешить спор о происхождении евреев-ашкенази.

Что касается смехотворной гипотезы Эльхаика об «идиш-иранском языке», то объяснение немецкого языка «иранских» (скифских = ашкеназских) мужчин очень простое: «Маме лошн» (мамин язык) Идиш действительно был языком мам, то есть дети «скифских» отцов говорили по-немецки, как и их мамы. Многочисленные заимствования из иврита в идиш могли попасть в «маме лошн» от «хазарских» ивритоговорящих пап. Ведь другого общего языка у тех мам с папами не было…

Среди евреев-ашкеназов 13% несут мужскую гаплогруппу R1A. Бехар и Клёсов утверждают, что все евреи получили этот ген от своих ближневосточных предков. На самом деле этот ген несут 6% арабских мужчин и 4% евреев, вышедших из Испании. Откуда же взялись «лишние» 9% у ашкеназов? Самое время вспомнить о 7,9% субклада R1a-Y2619 иранского происхождения.

Не-еврейские гены гаплогруппы R1A несут и тюрки, и скифы, предшественники тюрок на всём протяжении Великой Степи, и предшественники предшественников, знаменитые арии. Эй, Гитлер, а ты часом не хазарин? Но нет, его родственники оказались североафриканцами…

Ещё одну «добавку» в 6% Q-M378 мы, мужчины-ашкеназы, могли получить от хазар-тюрок, через общины евреев, к которым присоединились хазарские геры и их «смешанные» потомки. Пример – еврейская община Киева.

……………

«Хазарская» гипотеза происхождения ашкеназов Восточной Европы может быть частично верна, если только принять во внимание, что общины хазарских евреев  существовали отдельно от хазар-тюрок, хотя и «смешивались» (женились) с хазарами-герами.  И что больше половины хазарских евреев были «настоящими» евреями, происходившими в основном от горских евреев, которые в свою очередь были потомками переселенцев из Ирака и Ирана. 8% «лишних» R1A у ашкеназских мужчин– это конечный результат всех смешений и переселений.

И наконец, чтобы получить истинную генетическую картину, вернёмся к арифметике. Примем во внимание нашу женскую половину, которую Клёсов почему-то хочет игнорировать (вот шовинист!). Согласно последним генетическим исследованиям, большинство женских генов ашкеназов произошли из Италии. Хазарией здесь и не пахнет. 14:2=7% от всей популяции ашкеназов. Хазары среди нас есть, но немного.

Смешанные браки для евреев были способом избежать вырождения и генетической смерти. Слава Богу, но ещё больше слава нашим дедушкам и бабушкам, которые женились с «чужаками», нарушая еврейские традиции. Впрочем, браки с «герами» (обращёнными в иудаизм) вполне соответствовали традиции. Исключением были коэны, которым разрешалось жениться только между собой. Если бы это установление соблюдалось, то сегодня коэны были бы сплошными мутантами. Раз этого не произошло, значит коэны нарушали правила, и слава Богу. Раввины, которые решили определять нашу национальность по матери, одним махом узаконили множество «мамзеров». Умные были люди…

……………………

Евреи Западной Европы могли попасть в Хазарию по Великому Шёлковому пути. Арабские историки 9 века кратко упоминали еврейских купцов из Марселя, которых они называли раданитами. Когда мусульмане перекрыли южные пути из Европы через Ближний Восток в Китай, раданиты переместились в Германию, и повели торговлю с Китаем через Краков, Киев и Хазарию. Известно, что Карл Великий весьма поощрял еврейскую торговлю. Скорее всего, тогда еврейские купцы из Марселя и перенесли центр своей торговли в Германию.

Те четверо «подписантов» Киевского письма, которые носили чисто библейские (а не кавказско-еврейские) имена, вполне могли включать евреев европейского происхождения.

Самоназвание «Ашкеназы» означает просто «скифы», и взято из Библии. Как мы знаем, тюрки не просто подчинили своих предшественников-скифов, но и смешались с ними. Похоже, что евреи называли всех степных жителей Восточной Европы, включая хазар-тюрок, «скифами».

Но почему евреи Центральной и Восточной Европы решили называть себя самих «скифами», в то время как евреи Испании и Франции взяли себе другие библейские имена (Сфарад и Царфат)? Возможно, они таким способом хотели объяснить своё отличие от евреев Западной Европы.

Может они на самом деле считали себя потомками «скифов», то есть хазар? В те времена считаться потомками царского рода хазар был самый высокий «ихес» (престиж)! Или наоборот, евреи Хазарии причисляли себя  к «скифам», то есть к населению, подвластному высокомерным тюркам-хазарам?

Возможно также, что название Ашкеназ первоначально было еврейским именем страны Хазарии. Географически страна скифов находилась именно там, где впоследствии раскинулась обширная империя хазар. Когда же эта империя канула в небытие, название Ашкеназ перенесли на евреев Германии и Центральной Европы, а затем на их новое местожительство, Германию. Это произошло в 13 веке.

……………………..

Вывод: хазарская гипотеза происхождения ашкеназов может быть верна, но к ней нужна поправка: генетически евреи Хазарии были горскими евреями, которые частично смешались с хазарами-тюрками. Поэтому доля носителей тюркско-хазарских генов среди ашкеназских мужчин не превышает 6%.

Установить долю мужских горско-еврейских генов среди евреев-ашкеназов трудно, потому что евреи Хазарии несли гены как иранского, так и ближневосточного происхождения. Большинство же мужчин-евреев, прибывших в Европу через Рим, были ближневосточного происхождения, на что указывают преобладание мужских генов J и E как среди испанских евреев, так и среди ашкеназов, плюс 4% генов R1a ближневосточного происхождения у тех и других.

На этом основываются Дорон Бехар и Анатолий Клёсов, забывая, что евреи Восточной и Центральной Европы могли получить не только иранские и тюркские, но и ближневосточные гены благодаря иммиграции евреев с востока (из Хазарии), а также с юго-востока, из Армении, Курдистана и Ирана (так считает Эран Эльхайк). В конечном итоге, иранские и тюркские гены несут до 14% ашкеназских мужчин, что составляет 7% ашкеназской популяции.

Генетики установили, что все 4 миллиона мужчин-ашкеназов произошли от 350 мужчин, которые жили в 13 веке. Почему в Европе 13 века осталось так мало евреев мужчин? Об этом можно только гадать. Может, это была чума, которую купцы-евреи принесли с востока? «Гои» обвиняли в чуме как раз евреев. Но именно евреи пострадали от чумы больше, чем все остальные. Не потому ли раввины решили признать «мамзеров» евреями, что нужно было восстановить вымирающие общины? 

Среди ашкеназских женщин тюркско-хазарские гены не выделены. Получается, что еврейские мужчины из Хазарии прибывали в Европу без семей, как беженцы или одинокие торговцы, а невест находили на новом месте жительства. Их потомков стали называть «ашкеназами«, то есть «скифами». Они говорили по-немецки, на языке своих мам…

6 Комментарии

  1. AaronAaron (Автор записи)

    Григорий Купершмидт (https://www.facebook.com/groups/IsraelUkraine/2266231110172369/?comment_id=2268519516610195&notif_id=1570959836925177&notif_t=group_comment

    И смешно говорить о національному самосознании, в те времена не бьіло такого вообще. Бьіло поняття единоверца и поняття одной общиньі. Семья еще. И лояльності местной власти. И все.

    1. AaronAaron (Автор записи)

      Нет, далеко не всё, Григорий.
      Вы исходите из ленинского определения нации, которым Вам промыли мозги в СССР. А определение это оставляло большую часть этносов ниже планки «нации», имеющей право на самоопределение. И первыми из «недонаций» были, конечно, евреи, не имевшие такого «обязательного» признака нации, как территория.
      А теперь я задам простые вопросы: имели ли национальное (этническое)самосознание древние римляне, эллины, евреи, персы, даки, ассирийцы? Я считаю, что чувство принадлежности к своей группе и мнение об общем предке (пусть даже ошибочное) заложено в людях генетически. Перечисленные Ильичем требования не имеют отношения к самосознанию и генетике. На самом деле это требования великодержавного политика. В его времена «нацией» по-английски называли державу, имеющую колонии.

  2. АватарОлег Карелін

    Українське дежавю.

    1. AaronAaron (Автор записи)

      Не вижу никакого дежавю. Просто, оказалось, что евреи живут в Украине столько же столетий, сколько и украинцы. Но ведь такое же положение и во многих других странах Европы и Ближнего Востока. Во многих странах евреи даже предшествовали «титульной нации».

  3. АватарRebecca

    Очень интересная информация. Только не поняла при чем здесь портрет Либермана.

    1. AaronAaron (Автор записи)

      Типичный пример ашкеназа-хазарина…

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *