РЕЛИГИОЗНОЕ ЗАСИЛЬЕ

Израиль — демократическое государство. Подавляющее большинство избирателей, как светских, так и религиозных, против принуждения в религии. Кстати, иудаизм противоположен Мухаммаду как раз в том, что мусульмане силой навязывали свою религию, а сторонники иудаизма создают препятствия даже тем, кто хочет перейти в иудаизм добровольно.  

Мои дед и бабушка были религиозными евреями. Мои родители были ревностными коммунистами , которые яростно боролись против религии. Тем не менее, мне при рождении дали библейское имя (это в СССР-то). Я всю жизнь считал себя евреем и атеистом. Моя дочь нерелигиозная, и считает себя еврейкой. Внуки пока ещё маленькие, но я думаю, как и большинство израильтян, они будут нерелигиозными. Это уже четыре поколения евреев, которые не верят в бога и почти не соблюдают обрядов.

Всё-таки вера и обряды — не одно и то же, хотя почему-то религиозная часть населения путает эти понятия. Строгое соблюдение кашрута, субботнего отдыха, молитвы, поклоны, хамсы, посещение синагоги – всё это внешние проявления религиозности, а также принадлежности к определённой общине, но это ещё не вера. Пророки древнего Израиля осуждали  внешние проявления религиозности, и призывали к настоящей вере. Я уважаю тех людей, которые искренне верят, а не прикрывают своё неверие исполнением обрядов. Я предполагаю, что каждый человек рождён быть предрасположенным  к религии, атеизму или другой идеологии. Светские и религиозные люди обязаны уважать мнение противоположной стороны, и не навязывать своё мнение тем, кто с ним не согласен. В лучшем случае, можно пытаться  убедить.

Короче, большинство евреев в Израиле и рассеянии — атеисты, и это не мешает им быть евреями.

Религиозное меньшинство не имеет ни морального, ни юридического права принуждать светское большинство соблюдать субботу и кашрут, или исполнять обряды, которые им кажутся неприемлемыми.

Мы, большинство, делаем уступки религиозной части населения, когда это не слишком вредит государству и нам, нерелигиозному большинству. К сожалению, приходится констатировать, что меньшинство злоупотребляет нашей уступчивостью, и, что называется, садится нам на голову. Этому пора положить конец. Пусть раввины заботятся об улучшении морального и духовного состояния своих последователей и всего населения, и меньше всего пусть их интересует политика и внешние проявления религиозности. Злоупотреблять политическим влиянием, чтобы навязывать неверующим внешние проявления религиозности — аморально.

Да, есть политики, которые сделали карьеру на том, что обещают положить конец засилью религиозного меньшинства. Я не поддерживаю этих популистских политиков. Вместо этого, я считаю, что Нетаньяху должен перестать подчиняться религиозным членам коалиции, и сформировать светское правительство. До или после выборов, это второстепенный вопрос. Религиозные вожди должны быть отделены от государства, иначе Израиль уподобится исламским странам. Проблема не в существовании религии, а в её политизации, которую необходимо пресечь. 

Момент для «перетасовки» правительства сейчас подходящий. Эпоха Обамы, когда Израиль сидел в бункере и должен был противостоять мощному внешнему давлению, закончилась, я надеюсь, безвозвратно. И правые, которые, при поддержке религиозных партий, стояли на страже этого бункера, могут вздохнуть с облегчением и выйти на свежий воздух. Светское правительство национального единства, при поддержке Трампа, может взяться за решение давно наболевших внешних и внутренних проблем.