СИОНИЗМ ДО ГЕРЦЛЯ

СТАРЫЙ СИОНИЗМ

1.Вот послание на тему сионизма, которое написали древние сионисты, вернувшиеся в Иудею из Двуречья и Персии 2500 лет тому назад:

«7. Когда услышал Санаваллат и Товия, и Аравитяне, и Аммонитяне, и Азотяне, что стены Иерусалимские восстановляются, что повреждения начали заделываться, то им было весьма досадно.

  1. И сговорились все вместе пойти войною на Иерусалим и разрушить его.
  2. И мы молились Богу нашему, и ставили против них стражу днем и ночью, для спасения от них.»

(Неемия 4)……………….

«11. И вот список с письма, которое послали к нему: Царю Артаксерксу — рабы твои, люди, живущие за рекою, и прочее.

  1. Да будет известно царю, что Иудеи, которые вышли от тебя, пришли к нам в Иерусалим, строят этот мятежный и негодный город, и стены делают, и основания их уже исправили.
  2. Да будет же известно царю, что если этот город будет построен и стены восстановлены, то ни подати, ни налога, ни пошлины не будут давать, и царской казне сделан будет ущерб.
  3. Так как мы едим соль от дворца царского, и ущерб для царя не можем видеть, поэтому мы посылаем донесение к царю…»

(Ездра 4)

……………

«18. Письмо, которое вы прислали нам, внятно прочитано предо мною;

  1. и от меня дано повеление, — и разыскивали, и нашли, что город этот издавна восставал против царей, и производились в нем мятежи и волнения,
  2. и что были в Иерусалиме цари могущественные и владевшие всем заречьем, и им давали подать, налоги и пошлины.
  3. Итак, дайте приказание, чтобы люди сии перестали работать, и чтобы город сей не строился, доколе от меня не будет дано повеление.
  4. И будьте осторожны, чтобы не сделать в этом недосмотра. К чему допускать размножение вредного в ущерб царям?
  5. Как скоро это письмо царя Артаксеркса было прочитано пред Рехумом и Шимшаем писцом и товарищами их, они немедленно пошли в Иерусалим к Иудеям, и сильною вооруженною рукою остановили работу их.
  6. Тогда остановилась работа при доме Божием, который в Иерусалиме, и остановка сия продолжалась до второго года царствования Дария, царя Персидского.»

(Ездра 4:18-24)

О чём здесь идёт речь? Нововавилонский царь Навуходоносор увёл в Двуречье иудейскую знать, в том числе многочисленных священников и левитов. Через 60 лет после этой очередной еврейской катастрофы Нехемия сумел получить согласие персидского царя на возвращение священников в Сион и восстановление разрушенного Иерусалимского храма.

Соседние с Иудеей властители, самаритянин Санбаллат, иудейский род  Тувья, сохранившийся в Заиорданье, властители Аммона (совр. Аммана), «Аравии» и Азота (Ашдода) видели в сионистах угрозу своим претензиям на власть и влияние. Санбаллат, как и подобает самаритянину, хотел, чтобы самарийский храм на горе Гризим оставался единственным храмом всех иудеев. Тувья колебался, ища покровительства сильнейшего игрока. Все вместе создали лигу и обратились к высшим чиновникам царя, ответственным за налоги, Рехуму и Шимшаю. Те состряпали кляузу царю (сегодня бы сказали «в Международный суд»). Получив согласие царя, союзники остановили строительство Защитной стены вокруг Иерусалима (так и просится на язык «Стена Апартеида»)… Как мы знаем, эта стена была достроена, вопреки интригам и военным наскокам. Иерусалимский храм стал центром притяжения всех иудеев, как в Стране Израиля, так и в рассеянии. Храм на горе Гризим продолжал существовать, оставшись храмом самаритян.

2.Следующая еврейская катастрофа случилась в 1-м и 2-м веках нашей эры. Иудейская война и восстание Бар Кохбы стали поводом для нового выселения евреев с их родины. Хотя часть еврейского населения осталась, особенно в Галилее и на окраинах страны, переименованной в Сирию Палестину. Иерусалим, переименованный в Элия Капитолина, стал запретным городом для иудеев.

Евреи продолжали плодиться и распространяться как в Римской империи, так и в Иране, продвинулись в Аравию, Эфиопию, на Кавказ, в Европу, Северную Африку, Крым, Хазарию…

Но вернёмся в Римскую империю. Оказалось, что многие жители империи хотели бы принять еврейскую веру, да только евреи отказывались принимать чужаков в свою среду. Тут как тут появилась секта раскольников-христиан. Эта секта отличалась от ортодоксального иудаизма тем, что принимала в свои ряды всех желающих. Строгие правила иудаизма были сильно облегчены специально для языческих неофитов.

Вначале римляне не особенно отличали иудаизм от христианства, преследовали тех и других. Но затем христиане сменили руководителей. Христиане иудейского происхождения были оттеснены от руля управления, состарились и умерли, на их место стали вчерашние язычники. Та же история совсем недавно случилась с коммунистами. Сталин расправился с Троцким, вычистил евреев из большевистского руководства и из «органов», из Коминтерна…

Христиане же, действуя через женскую половину господствующего класса, склонную сострадать агнцу Иисусу, сумели внедрить свои идеи и организацию в высшие слои общества. И вот уже Константин превратил бывшую иудейскую секту в господствующую религию империи. А евреев, в том числе иудео-христиан, поверивших в Иисуса, эти властвующие христиане начали преследовать.

3.Ещё через 500 лет харизматический поэт Мухаммад, слегка знакомый с Библией, объявил, что его предшественники-евреи подделали Писание. Он, Мухаммад, изустно изрекал на протяжении 25 лет свои собственные поэтические суры, которые ему диктовал сам Аллах.  Мухаммад повторял в общих чертах учение Моисея, но почему-то забыл о Божьих заповедях. Соперников-евреев Мухаммад «вычистил» из Аравии.

Своё учение Мухаммад стал навязывать не столько проповедью, сколько харизмой: силой, войной, кознями и подкупом. И преуспел. Пусть не сразу, мусульмане распространили свою веру довольно широко, хотя ещё не превзошли христиан, да и коммунисты на пике их влияния были сильнее, чем мусульмане.

4.А что же евреи? Снова оказались битыми, униженными и бесправными. В бывшей еврейской стране Палестине поселились мусульмане. Вначале их было немного, и главным их занятием стал съём налогов. Чтобы облегчить эту задачу, трудящемуся большинству христиан и евреев («зимми») было запрещено владеть оружием. Зато мусульмане были поголовно вооружены. По сей день мусульманские свадьбы сопровождаются стрельбой, оружие передают по наследству, настоящий мужчина должен носить кинжал, и т.д.

Безоружность трудящихся христиан и евреев делала их  удобным объектом грабежа со стороны не только власти, но и любых других вооружённых групп мусульман. Сёла Палестины подвергались налётам бедуинов, местных новоиспеченных мусульман Самарии, хорошо вооружённых группировок ливанских и галилейских друзов и, наконец, всевозможных иностранных захватчиков. Результат: население страны сократилось с  5 миллионов в начале эры до 150 тысяч человек в 14-м веке. При этом мусульмане стали большинством. Оно и понятно: они были вооружены, в случае голода всегда могли отнять еду у безоружных соседей.

Евреи были безоружны не только в странах ислама, но и в христианской Европе. Да и чем поможет оружие малочисленной кучке грамотеев среди безграмотных толп христиан и мусульман? Всё, что можно было сделать в такой ситуации – это изворачиваться за счёт ума, а если ума не хватало, то за счёт хитрости. Израильская поговорка «не будь прав – будь умён» отражает тяжёлый тысячелетний опыт бессильных образованных людей.

Чтение Библии и Талмуда, комментарии и собственные выводы – таким было основное развлечение евреев в средние века. Похоже, что это занятие закрепилось в генах. Ведь предпочтительным женихом считался не богач (богатство легко потерять), а «талмид -хахам», способный изощряться в диспутах, комментировать комментарии, философствовать вплоть до софизма. Такой зять мог со временем заменить богача в его делах, связанных с торговыми сделками, деньгами, отданными в рост, сделках с вельможами, королями, султанами.

В Испании евреи служили визирями, советниками христианских королей,  банкирами. Маймонид стал врачом семьи египетского султана Салах ад Дина. Банковское дело вообще было отдано евреям, вплоть до того, что все другие занятия им были запрещены. Хазарский каган принял иудаизм потому, что торговля была основным источником его денег, и в этой торговле доминировали евреи с их связями от Европы до Китая.

Но именно богатство, действительное или мнимое, при полной беззащитности и безоружности, делало евреев излюбленным объектом погромов, грабежей, изгнаний и геноцида. Разумеется, все, кто били евреев, должны были придумать поводы и оправдания для самих себя. В этих делах фантазия антисемитов неистощима. Я не в состоянии перечислить все эти поводы, от кровавого навета до неприятной наружности. Я могу лишь с уверенностью заявить, что сегодня основной повод (но не причина) антисемитизма – это страдания беззащитного палестинского народа.

Кстати, кровавый навет не был монополией Европы. В 1840 году имел место Дамасский кровавый навет против евреев, за 71 год до дела Бейлиса. А затем и в Марокко. Жизнь в постоянном страхе в течение многих поколений, безусловно, повлияла на психику всего еврейского народа.

5.Нет ничего удивительного в том, что евреи думали о том, как изменить своё положение. На деле, однако, оставалось лишь мечтать.  Первая мысль, которая приходит в голову в этой ситуации – а может, вернуть народ в страну исхода, Палестину? Появились люди, особенно люди грамотные, комментаторы Торы и поэты, которые пытались «вентилировать» эту идею.

И вот, в 12 веке поэт и комментатор Ехуда Халеви, взращённый в мусульманской Испании, пишет произведения в защиту униженной иудейской религии и еврейского народа, используя для этого забытый иврит.  «Моё сердце на Востоке» — так он выразил своё стремление прибыть в Страну Израиля. В 1140 году он отправился на восток, и прибыл в Египет, где был встречен с почётом и теплом. Известно, что в 1141 году он отправился  в Палестину, но дальше никаких документальных свидетельств нет. Ведь основные свидетельства — это его произведения. Есть предание, что он был убит в 1141 году в Иерусалиме, что он погребён на старинном еврейском кладбище в селе Кабул возле Акко…

Другой великий мыслитель, Авраам ибн Эзра из Туделы, соотечественник Иуды Халеви, пишет ряд произведений на иврите, в  том числе упоминает о своём стремлении прибыть в Святую Землю.

В 1165 году Маймонид прибыл в Страну Израиля, в том числе пробыл полгода в Акко, где сблизился с тамошними раввинами, затем посетил Иерусалим, Хеврон, пещеру Праотцев. Затем  отбыл в Египет, где сделал блестящую карьеру, возглавив еврейскую общину Египта, а также стал известным врачом, в том числе лечил семью султана Салах ад Дина. Согласно его собственному желанию, после смерти останки Маймонида были захоронены в Эрец Исраэль, как полагают в Тверии.

Во всех трёх случаях (Халеви, ибн Эзры и Маймонида) причиной эмиграции из Испании было ужесточение отношения к евреям со стороны новой мусульманской династии. Евреев поставили перед выбором: принять ислам или эмигрировать. Считают, что Маймонид даже был вынужден формально принять ислам, но вернулся к иудаизму во время посещения  Эрец Исраэль.

В 1211 году в Акко, главный порт государства крестоносцев, прибыла группа раввинов из Франции и Англии (Алия трёхсот раввинов). В 1219 году вновь прибывшие крестоносцы вырезали большую часть этих раввинов. В 1260 рабби Ехиэль из Парижа переехал в Акко вместе с учениками и воссоздал там ешиву. В 1291 году мамлюки разрушили Акко, и город опустел на сотни лет. Зато центром евреев в Галилее стал Цфат.

Ехуда Альхаризи из Толедо путешествовал по многим странам, но последнее путешествие совершил в Эрец Исраэль. Он умер в 1230 году в Сирии, после того, как посетил Палестину. Часть своих произведений он написал на иврите.

В 1267-м в Эрец Исраэль прибыл выдающийся комментатор торы и мыслитель Моше бен Нахман из Жероны в Каталонии (Нахманид). Причиной бегства из Каталонии было преследование со стороны (на этот раз) христиан. Нахманид поселился в Иерусалиме, в котором после войн и погромов осталось всего 2,500 жителей, в основном, вышедшие в отставку воины мусульманских армий, разгромленных монголами. Евреев в этом разрушенном Иерусалиме почти не осталось. Возможно, они переселились в близлежащие сёла, скрываясь от смерти и грабежей во время войн между крестоносцами, мамлюками, хорезмийцами и монголами, которые прокатились над Палестиной в этот бурный период.  Похоже, Нахманиду не понравилось в Иерусалиме, и он ушёл в Акко, после чего его следы теряются.

В 1313-м в Иерусалим прибыл рабби Иштори Хапархи, которого выгнали из Франции задолго до того. Семь лет он путешествовал по стране, а затем осел в Бейт Шеане, где и умер. Он составил подробные описания всех местностей тогдашней Палестины.

В 1441-м нас посетил Исаак ибн Альфара из Малаги, в 1481-м Мешулам из Вольтерры (Италия). В 1521—23 году Страну Израиля посетил рав Моше Басула из Пезаро (Италия). Во время путешествия он жил определённое время в Эйн Зейтим вблизи Цфата, где действовала ешива, посетил много других мест в Галилее, Иерусалим, Хеврон. Он вернулся из этого путешествия в Италию, но через много лет вернулся в страну и поселился в Цфате. Он умер в 1560 году.

В 1482 году доминиканский священник Феликс Фабри, посетивший Иерусалим, отмечает, что в городе очень разнородное население, включая сарацин, греков, ассирийцев, яковитов, абиссинцев, несториан, армян, григориан, маронитов, туркоман, бедуинов, ассасинов, друзов и мамлюков. «Христиан немного, но много евреев, и их мусульмане преследуют множеством способов». Возможно, что часть христиан были просто паломниками из разных христианских сект. Если учесть, что в 1270 году всё население Иерусалима составляло 2500 человек, и среди них почти не было евреев, очевидно, что в дальнейшем имело место переселение евреев, мусульман и христиан в Иерусалим.

В 1488 году раввин Овадья из Бертиноро прибыл в Иерусалим, он стал собирать пожертвования в Италии, чтобы спасти голодавших евреев Иерусалима.

В 1516 году в Иерусалиме отмечены три общины евреев: сефарды во главе с рабби Давидом Шошаном, ашкеназы во главе с рабби Иосифом Колоном и «арабизированные» во главе с шейхом Ицхаком. Через сто лет отмечены лишь две общины: сефарды и ашкеназы. Считается, что «арабизированные» влились в состав общины сефардов.  

Хотя сефарды впервые появились в стране ещё в 11 веке, самый большой наплыв случился после изгнания евреев христианскими королями Испании и Португалии.

6.В 1512 году Страну Израиля захватили турки-османы. Они были заинтересованы привлечь в свою империю богатых еврейских беженцев из Испании и других христианских стран. Евреи держали в своих руках значительную часть торговли, в том числе морской торговли с Индией. Пряности из Индии сделали еврейских торговцев самыми богатыми людьми Европы.

Правда, в Страну Израиля больше стремились раввины, сюда переселились корифеи как Иосиф Каро  (1540) и его ученик Моше Кордоверо, рабби Моше Альшейх из Адрианополя в Турции. Эти и многие другие раввины осели в Цфате, где ещё до этого, с 11-го века, существовала община местных арабоязычных евреев. Цфат стал центром еврейской учёности. Были также попытки испанских беженцев поселиться в сёлах Галилеи, где уже находились арабоязычные евреи: Пкиин, Кфар Ясиф, Кабул. В Эйн Зейтун,  где арабоязычные евреи-феллахи обитали с 11 по 18 век, была создана широко известная ешива, которая просуществовала до 1601 года, когда её разгромили мусульмане.

И всё же прибыли не только раввины. Оказалось, что в Страну Израиля стремятся также насильно крещённые евреи. Донна Грация Мендес  Наси, она же Беатрис де Луна, получила согласие от папы Римского похоронить останки её мужа Франсиско Мендеса Бенвениште на Масличной горе в Иерусалиме. Затем эта самая богатая женщина Европы покинула родную Португалию, в которой запахло инквизицией. Она не только получила наследство от своего богатого мужа и его брата, но и сумела установить контроль над их торговыми и финансовыми агентами. Донна Грация отказала всем женихам, которые сватались к ней самой и к её дочери, чтобы богатство не перешло к этим женихам, среди которых были члены королевских семей.

Через Антверпен, Венецию и Феррару, где Донна Грация открыто перешла в иудаизм, она добралась до Стамбула (1553). Здесь она стала признанным лидером еврейской испаноязычной общины. В то время как папа римский пустил в ход инквизицию, сжигая крипто-евреев на кострах, Донна Грация организовала сеть по переправке  этих людей в Турцию и другие страны. А также бойкот торгового порта Анкона в Папской области Италии.

Донна Грация сумела получить от султана Сулеймана Великолепного права на заброшенный город Тверия и вложила вместе с султаном немалые суммы в его восстановление. После её смерти начинание продолжил её племянник Иосиф Наси, который привлекал евреев в Цфат и Тверию. Он инициировал создание текстильных предприятий в Цфате, которые позволили тамошней общине не полагаться только на «халуку». Евреи заново поселились в Тверии, и она стала, наряду с Иерусалимом, Хевроном и Цфатом, «городом-убежищем», где власти обязались  обеспечить евреям укрытие от насилия и грабежа со стороны соседей. Со временем в эти города потянулись евреи из других городов и сёл Палестины.

Без большого шума или благословения султана, евреи ашкеназы прибывали в Святую Землю одновременно с беглецами из Испании. Так, знаменитый каббалист рабби Ицхак Лурия прозванный Ашкенази, родился в Иерусалиме в 1534 году. Его отец прибыл в Иерусалим из центральной Европы. В 1620 году в Иерусалиме поселился раввин и каббалист Исаия Горовиц.

31 мая 1665 года в Газе был провозглашён Мессия, Шабтай Цви. Тот, кто провозгласил нового Мессию, Натан из Газы, он же Авраам Натан Биньямин бен Элиша Халеви Ашкенази, родился в 1644 году в Иерусалиме, тогда как его отец Элиша Хаим бен Яаков Ашкенази родился в Польше, и стал видным членом ашкеназской общины Иерусалима.

Поскольку иерусалимская община не признала Шабтая Цви, он удалился в родной Измир, где был восторженно встречен евреями и возглавил общину. При этом он объявил, что евреи должны переселяться не в Иерусалим, а именно в Газу. Впрочем, его взлёт был кратковременным. Люди султана быстро пресекли деятельность Шабтая Цви, поставив его перед выбором: принять ислам или погибнуть. Шабтай принял ислам, хотя втайне пытался соблюдать еврейские обычаи, за что был сослан в Чёрногорию.

Последователи Шабтая Цви были разочарованы поведением своего пророка, его движение рассыпалось и подверглось проклятиям ортодоксальных раввинов. Но не умерло.  В 1697 году рабби Ехуда Хасид из Дубно на Волыни призвал евреев подняться в Иерусалим. В 1700 году он прибыл к цели во главе 1000 сторонников и умер через три дня… В конечном счёте, его сторонники были изгнаны из Иерусалима, часть переселились в Цфат, где присоединились к местной ашкеназской общине.

Ещё через два года рав Авраам Ревиго из Ливорно (Италия) прибыл в Яффо, и с ним 25 членов его семьи и сторонников.

В 1777 году Менахем Мендл из Витебска прибыл в Эрец Исраэль во главе группы 300 хасидов и  обосновался в Цфате. Затем переселился в Тверию, и наконец в Пкиин. 300 хасидов, многие с семьями, должны были найти пропитание, и поэтому рассредоточились.

В 1808 году группа хасидов во главе с равом Менахем Мендлом из Шклова прибыла в Хайфу, затем поселилась в Тверии, и наконец перебралась в Цфат. В 1815 году эта группа перебралась в Иерусалим. Это был рискованный шаг, ведь после изгнания хасидов из Иерусалима в 1700 году ашкеназам было запрещено появляться в этом священном городе. Пришлось выдавать себя за сефардов, сменить одежду и фамилии, разговаривать на иврите…  Затем в течение всего 19 века группы религиозных евреев, без большого шума, переселялись из Восточной Европы в Иерусалим и Цфат.

Большую помощь евреям Палестины оказал выходец из Ливорно, британский богач и филантроп Мозес Монтефиоре. Конечно, он помогал не только евреям Палестины, и вообще не только евреям. Однако именно в Палестине его помощь принесла наиболее видимые результаты. Идея Монтефиоре, как и его предшественника  17 века Иосифа Наси, была в том, чтобы «подарить беднякам удочку, которой те поймают рыбу».

Евреи Палестины не имели собственных источников дохода и были вынуждены полагаться в основном на внешнюю помощь (халуку). Монтефиоре старался улучшить условия быта не отдельным лицам, распределявшим деньги «халуки», а всей общине. Новый жилой квартал Ямин Моше (Монтефиоре), мельница Монтефиоре, плантация цитрусовых, которую он приобрёл у Яффо – это лишь отдельные видимые примеры его деятельности.

7.В течение предшествующих столетий остававшиеся в Палестине с давних пор евреи были лишены своих земельных участков. Чтобы достичь этого, турецкие правители применяли следующий приём: по закону, евреи (и христиане), владеющие участками, были обязаны платить высокий налог за землю. Если семья была неспособна выплатить налог, то главу семьи арестовывали, практически пожизненно. Поэтому евреи предпочитали передать землю мусульманским соседям и продолжать обрабатывать её как издольщики, или бросить свои наделы и уйти в «город-убежище», присоединившись к «халуке».  Разумеется, жители этих городов не были рады новым ртам, тем более, что вчерашние еврейские феллахи не могли комментировать тору. Постепенно феллахи покидали свои сёла. Полностью опустели Эйн Зейтун и Альма, евреи Кфар Ясифа ушли в Акко, из Пкиина бежали в Хайфу, Шфарам и Тверию.

Погром 1822 года в Цфате, изгнание евреев из Газы в 1820 году, а главное, «восстание феллахов» 1834 года, сопровождавшееся погромами в Иерусалим, Цфате и Хевроне (Тверийские евреи откупились, заплатив большой выкуп) – всё это привело к бегству евреев из периферийных городов Палестины в Иерусалим, и к огромной скученности и голоду в этом городе.

В 1875 году группа евреев из Румынии приобрела участок бесплодной земли и основала поселение, известное сегодня как Рош Пина. В 1878 году религиозные евреи из Иерусалима приобрели участок земли и основали сельскохозяйственное поселение Петах Тиква. В этот же период группа евреев Цфата приобрела землю и жильё в Шфараме, и попыталась обрабатывать свою землю, но не тут-то было. Соседи-христиане стали чинить препятствия, портить посевы и инвентарь. Евреям пришлось уйти из Шфарама.

8.А затем наступил новый период истории. В конце 19 века изменились евреи и изменился сионизм. После эйфории, связанной с эмансипацией и секуляризацией, после призывов к ассимиляции, наступило разочарование образованных светских евреев: оказывается, несмотря на все усилия, антисемитизм вовсе не исчез. Попытки евреев изменить свой облик и поведение, бороться за счастье всех народов, кроме еврейского, интернационализм и т.д., всё это не помогало. И тогда часть просвещённых евреев пришла к выводу, что решение «еврейского вопроса» — в возвращении в Сион. Ховевей Цион, БИЛУ, Герцль… 

И тут же последовала реакция турецких властей, включая кровавого (и неудачливого) султана Абдулхамида Второго. В 1882 году турецкое министерство иностранных дел запретило всем иностранным евреям въезд в Палестину. Правда, паломникам въезд был разрешён, на срок не более 30 дней и при условии, что они внесут залог, который смогут получить обратно при выезде. Ещё через пару лет турки придумали новый трюк: евреи должны были сдать при въезде все свои документы и получить взамен «красный билет». Документы получали при выезде, в обмен на «красный билет».

Турки прекрасно знали, почему евреи рвутся в Палестину: погромы в России, преследования в Румынии, антисемитизм в других странах. В ответ на предложения Герцля султан заявил, что предпочитает переселять в Палестину своих единоверцев-мусульман, и никаких там евреев! Ну да, он же был Халиф всех мусульман.

Антисионизм существует столько же лет, сколько и сионизм, то есть 2.500 лет.

 

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *