ДЖОАН ПИТЕРС И НОРМАН ФИНКЕЛЬШТЕЙН

ДЖОАН ПИТЕРС И НОРМАН ФИНКЕЛЬШТЕЙН

 

Известность Норману Финкельштейну принесла его диссертационная работа о книге Джоан Питерс «С незапамятных времён».

Джоан Питерс (Фридман), как и большинство журналистов, прибывших с заданием или по своей воле в зону израильско-арабского конфликта, начинала с про-палестинской позиции. Беженцы, незаслуженные страдания палестинского народа, жестокость евреев\израильтян – всё как и ожидало от журналистов  газетное или телевизионное начальство.

Однако через пару лет журналистка совершила поворот на 180 градусов. Она неожиданно для себя обнаружила, что с еврейской стороны тоже есть беженцы, причём не только из Европы. Джоан познакомилась с еврейскими беженцами из арабских стран, услышала их свидетельства, взяла интервью. Оказалось, что евреи, которые жили в «ближней диаспоре» на Ближнем Востоке с незапамятных времён, и выжили в типичной для ислама обстановке унижений и медленного геноцида евреев и христиан, этих евреев вышвырнули из их родных мест грубо и с применением силы. Большинство этих еврейских беженцев потеряли всё имущество и с голым задом сбежали в Израиль и Европу. Фотоснимки лагерей еврейских беженцев как две капли воды напоминают хорошо известные всему миру фото лагерей палестинских беженцев (я видел эти снимки на выставке в Музее Эрец Исраэль в 2006-м году, когда приезжал в Тель Авив, чтобы отдохнуть от круглосуточных ракетных обстрелов Хизбаллы).

Дальше – больше. Наивная и неопытная журналистка Джоан, не сумевшая получить учёную степень в университете, начала копаться в архивах, вытаскивая на свет крупицы истины. Оказалось, что палестинцы, зарегистрированные органами ООН в качестве беженцев, на самом деле не подпадают под общепринятые критерии  «беженства», принятые во всём мире для всех остальных беженцев, кроме палестинских. Критерий же заключается в том, что человек, претендующий на статус беженца, должен быть местным жителем. А были ли палестинские беженцы из Израиля местными жителями?

Следует принять во внимание, что Израиль в 1948 году занимал не всю территорию подмандатной Палестины. Половина палестинцев, бежавших из Израиля, переместились всего-то на 10, 20 или максимум 40 километров от тех мест, где они жили до 1948 года. Просто, размеры страны таковы, что далеко убежать не удавалось. Из прибрежной полосы маленькой страны  палестинцы переместились в прежние места своего проживания, к своим родственникам в Газе, Самарии и Иудее.

Кроме того, от четверти до трети арабов никуда не бежали, просто остались на месте, в Израиле.

Да, были те, кто бежали раньше других и дальше других, в Бейрут, Каир, Дамаск. Это были люди со средствами, и они постарались перевести имевшиеся у них средства туда, где они наметили поселиться. Палестинские помещики имели давний обычай жить в столицах, Каире и Бейруте, а Палестина была для них не родиной, а поместьем, приносящим доход. Они рассматривали себя в качестве арабов вообще, названия Палестина не было в их лексиконе (мой источник здесь – книга Бенни Морриса «Рождение проблемы палестинских беженцев»). Например: Высший Арабский Комитет, Арабская Армия Спасения. Кто бы догадался, что речь идёт на самом деле о Высшем Палестинском Комитете и Палестинской Армии Спасения?

 И наконец, были те беженцы, которые переселились в Трансиорданию, Ливан и Сирию. В основном это были выходцы из этих соседних стран, часто у них оставались родственники на их прежней родине, и к ним же они вернулись.

А как же все они оказались в Палестине, и в основном на её прибрежной полосе, которая и стала  Израилем? Джоан Питерс даёт свои ответы на этот вопрос.

За годы британского мандата в Палестине (около 30-ти лет) арабское население прибрежной полосы, вошедшей впоследствии в состав Израиля, утроилось. Таковы статистические данные властей Мандата. Понятно, что часть этого прироста произошла естественным путём, благодаря высокой рождаемости и низкой смертности. Таким путём за 30 лет население могло вырасти даже на 100%, или чуть меньше. А откуда взялись ещё 100%? Согласно Джоан Питерс, они переселились в эту перспективную часть страны, где была работа.  Большая часть переселенцев прибыла из внутренних районов Палестины (Самария и Иудея) и из Трансиордании, которая тоже находилась под властью Британии, так что граница была фактически открыта.

Другая часть переселенцев, по мнению Джоан Питерс, прибыла из пограничных с Палестиной районов Сирии и Ливана, которые находились номинально под контролем Франции, но непрерывные восстания и смута толкали народ искать пропитание в быстро растущих спокойных прибрежных городах Палестины. Евреи, которые поселились в этих городах, спровоцировали потребность в рабочей силе, и эта рабочая сила прибыла наниматься.

Вспомним для иллюстрации, что исламский фанатик имам Изз ад дин аль Кассам переселился из сирийской Латакии в Хайфу, где он стал преподавать в религиозных школах. Затем он занялся террором против евреев, и был убит британскими полицейскими. Сегодня этот исламистский террорист считается идеологическим отцом-основателем палестинской партии ХАМАС. Идеологи ХАМАСа сделали религию, а не национализм, поводом для изгнания и уничтожения евреев. Они хорошо осведомлены о том, что значительная часть палестинце не местного происхождения, так что национализм не может быть моральным оправданием для их программы. Факт, что палестинские националисты, в принципе, согласились на раздел Палестины, а исламисты – нет!

Джоан стала копать глубже, и выяснила, что население Галилеи росло в 18-м и 19-м веках за счёт переселенцев из Ливана и Сирии. И действительно, сегодня достаточно заглянуть в Википедию, проверить историю каждого села в Галилее, чтобы убедиться, например, что друзы переселились в Галилею в 18-19 веках из Ливана, и продолжали медленно переселяться с севера на юг, на Кармель.

 Христиане-марониты и христиане-мелькиты тоже попали в Галилею из Сирии и Ливана. Сегодня мелькиты – это самая многочисленная христианская конфессия в Израиле. А ведь эта секта возникла всего-то в 1724 году в Антиохии, то есть на юге Турции. Присутствие как мелькитов, так и маронитов  в Израиле – это явно результат переселения.

И наконец, многие мусульмане Галилеи сохранили воспоминание о вселении их предков в Галилею из Сирии, как и соответствующие фамилии. Например, самая распространённая фамилия среди арабов Израиля – это Халаби, то есть выходец из Халеба в Сирии. Такая фамилия часто встречается также среди друзов, и иногда даже среди евреев, что говорит о том, что евреи тоже переселялись из Сирии в Эрец Исраэль задолго до эры сионизма. В качестве иллюстрации для мусульман приведём пример Махмуда Аббаса, семья которого переселилась из Сирии в Цфат в конце 19 века.

Другим известным историческим фактом является акция по заселению прибрежной полосы Эрец Исраэль, которую предпринял в 30-е годы 19 века египетский правитель Мухаммад Али (он же Мехмет Али, бывший турецкий офицер албанского происхождения). Он послал своего сына Ибрагима-пашу на завоевание Палестины, а поскольку палестинцы восстали против него, он позаботился заселить подконтрольную ему территорию десятками тысяч  крестьян, которых он привёл из Египта и Судана. Эти крестьяне составили большинство населения в южной части прибрежной полосы. Это их потомки в 1948 году бежали в Газу, и сегодня можно с уверенностью сказать, что всемирно знаменитые палестинские беженцы Газы на самом деле происходят от египетских крестьян.

Сказанное не относится к коренным жителям города Газа, которые испокон веков проживали в своём городе. К слову сказать, среди них были и евреи, которых исламисты Амина аль Хусейни окончательно вытурили путём погрома в 1929 году. Так закончилась 3-тысячелетняя история евреев в городе Газа. Хотя в окрестностях Газы эта история продолжалась…

Джоан Питерс первой подняла эти вопросы в своей книге «С незапамятных времён». Похоже, её книга кому-то  очень сильно мешала. Неожиданно у неё появился оппонент, никому не известный соискатель учёной степени Норман Финкельштейн. Этот человек еврейского происхождения и, как и Джоан Питерс, американец. Его родители, пережившие Холокост, Варшавское гетто, Освенцим и Майданек, после войны эмигрировали из Польши в США. Травма Холокоста сказалась на психическом состоянии матери Нормана, которая не работала, зато была горячей пацифисткой, боровшейся против американской интервенции во Вьетнаме.

Юный Норман оказался под влиянием родителей, рассматривавших всё сквозь призму Холокоста, и боготворивших Сталина и СССР за то, что они уничтожили гитлеровцев.  Однако, во время учёбы во Франции он попал под влияние маоистов и участвовал в студенческих волнениях. В университете Принстон в Англии Норман написал докторат (кандидатскую диссертацию) именно на тему книги Джоан Питерс «С незапамятных времён». Я не знаю, кто задал ему эту тему для диссертации, но известно, что люди из министерства иностранных дел как в Великобритании, так и в США, были очень недовольны книгой Джоан Питерс. Она мешала им проводить про-исламскую и про-арабскую политику и пропаганду.

Норман резко раскритиковал книгу Джоан. Его основные аргументы были следующие:

1. Джоан Питерс  написала книгу крайне эмоционально, что не даёт оснований считать эту книгу достаточно научной и объективной.

2. Джоан Питерс  не профессиональный историк и плохой исследователь, она преувеличивает или искажает сведения первоисточников по истории и статистике Палестины.

3. Данные статистики властей британского мандата Палестина не подтверждают утверждение Джоан Питерс о значительной иммиграции арабов из соседних с Палестиной стран.

Что ж, с двумя первыми утверждениями можно согласиться. Однако Норман Финкельштейн вообще не привёл свою, «исправленную» версию истории, которая бы опровергла постулаты Джоан Питерс. Он просто отмёл всё, что написала Джоан на том основании, что обнаружил у неё некоторые ошибки. Между тем факты – упрямая вещь, они прут из всех углов в нашу жизнь и напоминают о себе снова и снова.

Первый постулат Джоан, о перемещении сельских жителей из Галилеи, Самарии и Иудеи на побережье, самоочевиден. Урбанизация, связанная с промышленным развитием и торговлей, происходила во всех странах мира, и было бы странно, если бы этот процесс не происходил в Палестине. Быстрое развитие страны, возникновение и расширение городов, строительство портов, нефтеперегонного завода и нефтепроводов, значительная иммиграция евреев, большинство из которых никогда в прошлом не были рабочими или крестьянами — всё это создавало потребность в рабочей силе. Процесс переселения сельских жителей Галилеи в города (Хайфу, Акко, Наарию, Крайот, Нацрат Илит)  продолжается и сегодня, несмотря на массовую автомобилизацию всего населения и строительство прямых широких автострад из каждого сколько-нибудь значительного арабского села в города. Да, ежедневно на этих шоссе возникают пробки, трудящиеся и работодатели теряют драгоценное время, и многие стараются селиться поближе к работе.

Второй постулат, об организованном переселении жителей Сирии, Ливана и Египта в 18-19 веках на территорию, которая стала впоследствии британским мандатом Палестина — это факт, широко известный из исторических источников и конкретных исторических исследований. Сегодня не нужно гадать и спорить, каждый может зайти в Википедию и выяснить, кто провёл исследования, каковы источники и исторические свидетельства о данном историческом процессе. Отрицание исторических фактов  Норманом Финкельштейном  в этом вопросе, попросту, является анти-сионистской пропагандой. Видимо, поэтому докторат Финкельштейна был издан большим тиражом и разрекламирован в СМИ. Такой ценный товар, как критика евреем сионизма и Израиля нашёл своих покупателей.

Спорным остаётся лишь постулат Джоан Питерс о «внешней» арабской  иммиграции в Палестину во времена британского мандата. Все критики Джоан, по совместительству анти-сионисты и враги Израиля, указывают на тот факт, что в статистике мандатных властей такой иммиграции якобы не было. Давайте подумаем, а почему?

Великобритания грубо нарушила одно из главных условий мандата на управление Палестиной, который выдала ей Лига наций. Конкретно, британцы ограничили иммиграцию евреев в 1929 году и полностью запретили в 1936 году. Кроме того, в мандате не было пункта, который бы разрешал поощрять иммиграцию арабов из соседних стран. По идеологии мандата арабам предназначалась территория Трансиордании, которую выделили из Палестины и запретили въезд туда евреев.

Это значит, что власти мандата были заинтересованы скрыть факт арабской иммиграции, если таковая имела место. Если иммигрантов не арестовывали и не высылали, то они не учитывались и «ускользали» из статистики.

Зато, сегодня широко известен факт нелегальной еврейской иммиграции в Палестину. Эта иммиграция происходила из Европы и из арабских стран. Лагерь, куда заключали отловленных еврейских нелегалов, находится у Атлита на прибрежной полосе. Оттуда задержанных могли отправить в концлагерь на Кипре, а «особо опасных» — в Эритрею, где условия заключения были намного тяжелее. В моей семье был случай, когда двое друзей, один 18-ти, а другой 17-ти лет, прибыли нелегально в Палестину в 1947 году. Одного из них схватили (ему было 17 лет), и отправили на Кипр. Другой избежал ареста и принял участие в гражданской войне (1947-05.1948) против палестинцев.

Ещё одна тропа нелегальной иммиграции евреев была проложена через бывшую сирийско-палестинскую границу. В месте перехода границы сейчас стоит памятный знак. По этой тропе проникали в страну еврейские нелегалы из Ирака и Турции. Иракские евреи получили предупреждение в виде кровавого Багдадского погрома, который был инспирирован палестинским лидером Амином аль Хусейни. Турецкие евреи тоже бежали, опасаясь преследований.

Для нас важен тот факт, что нелегальная еврейская иммиграция не отражалась в статистике мандатных властей. Причина тому была политическая: британцы обязались перед арабами\мусульманами, что они не допустят иммиграцию евреев под любым предлогом. Соответственно, они не показывали реальное положение в статистике.

Вообще, критики сионизма и Джоан Питерс  сегодня изображают дело так, как будто британские колониальные власти были нейтральными сторонними наблюдателями в конфликте между евреями и арабами. В действительности колонизаторы вели активную про-исламскую политику, и сегодняшняя политика Европы продолжает эту давнюю имперскую традицию.

Итак, статистические данные колониальных властей не могут быть объективным источником в нашем случае. С другой стороны, других, более достоверных источников мало. Джоан не смогла доказать постулат о «внешней иммиграции», хотя исходя из общей обстановки её постулат и очень правдоподобен. Финкельштейн, со своей стороны, не доказал обратного, то есть отсутствия такой иммиграции. Суд в таких случаях оправдывает преступников «за отсутствием доказательств». Поэтому вопрос можно оставить открытым.

В конце концов, он и не так уж важен. Очевидно, что большинство переселенцев в прибрежную полосу прибыли из внутренних районов самой Палестины, а это значит, что как минимум половина палестинских беженцев 1948 года вернулись к прежним местам своего обитания в Палестине.

Это не значит, что они не были беженцами. Эти люди потеряли работу, жильё, и были обременены большими семьями. Они нуждались в помощи, и получили её. Специальная организация ООН для помощи палестинцам (UNRWA) оказала этим беженцам огромную помощь.

Этой помощи были, однако, лишены еврейские изгнанники из арабских стран, а также евреи, пережившие Холокост в Европе и переселившиеся в Израиль. ООН и организация UNRWA разделили беженцев по расовому\этническому признаку и оказывали (или не оказывали) помощь беженцам именно по этому признаку. Такая дискриминация была и осталась грубым нарушением Устава ООН и Хартии  ООН по правам Человека. Эта давняя дискриминация еврейских беженцев нарушает также пункты Хартии прав человека, касающиеся запрета на антисемитизм. Организация, которая в течение многих десятилетий нарушает свой собственный устав и Хартию прав человека, на мой взгляд, не имеет права на существование.

Но вернёмся к Норману Финкельштейну. Он получил учёную степень за свою, прямо скажем, слабую, нелогичную работу. Метод критики других авторов, который он применил против Джоан Питерс, заключался в том, чтобы найти небольшие реальные изъяны в обсуждаемом исследовании, и на этом основании похерить все исследование, и главным образом дискредитировать его автора. Точно такой же метод он применил против Алана Дершовица.

Норману Финкельштейну  дали должность преподавателя в Англии, но очень скоро резко сократили часы лекций, которые он читал. Зарплаты не хватало на жизнь ему одному, так что ему пришлось вернуться в США. Что ж, мавр сделал своё дело… В США Финкельштейн продолжал существовать на грани нужды. Он преподавал в шести разных учебных заведениях, но всюду его выгоняли. Сегодня Финкельштейн преподаёт в турецком университете в городе Сакарья. Он продолжал писать всё новые книги, чаще всего антисионистские по духу.

Ездил в Палестину и к Хизбалле с миссиями солидарности. Ездил в Иран солидаризоваться с Ахмадинеджадом. Не исключено, что это он подкинул Ахмадинеджаду идею обвинить мировое еврейство в эксплуатации Холокоста для выкачивания денег. В этот период я видел иранскую карикатуру, где была изображена корова, которую доят сионисты.

И всё же отдельные мысли Финкельштейна заслуживают внимания. Его утверждение, что Claims Conference, которая представляет интересы жертв Холокоста перед правительством Германии, крадёт суммы, предназначенные для жертв, заслуживает внимания. Финкельштейн обосновывает своё обвинение тем, что его мать, бывшая заключённая концлагеря Майданек, так и не получила компенсации из Германии.

Я могу добавить, что моя тёща, бывшая узница концлагеря Печоры в Винницкой области, тоже не получила даже минимальной компенсации, какую получила мать Финкельштейна. В письме из Claims Conference было сказано, что немецкое правительство ужесточило требования к просителям, и требует документальных доказательств  пребывания в концлагере. Поскольку же моя тёща сбежала из концлагеря, заплатив взятку румынскому офицеру, то власти концлагеря не дали ей справку о её пребывании там… Шутка. Требовать справки от бывших узников концлагерей – это, конечно, издевательство. Кто автор этого издевательства, Claims Conference или немецкие чиновники, я не знаю. Стоило бы расследовать вопрос.

Другое утверждение Финкельштейна, что богатая «элита» американских евреев предала Израиль, тоже верно, я кратко написал об этом в своей предыдущей статье «Мир Сейчас – 2».

Вывод таков: почти всё, что Финкельштейн написал о сионизме, чушь. К нему нельзя относиться серьёзно. Вопрос в том, почему же книгу Джоан Питерс «уничтожили», пользуясь критикой такого неуравновешенного и нелогичного человека, как Норман Финкельштейн? Почему её аргументы вычеркнуты из обихода СМИ? Проблема здесь явно не в Финкельштейне. Проблема в «элитах», которые контролируют СМИ и академические учреждения, нанимают учёных, которые по заданию пишут «учёные труды», долженствующие уничтожить истину и поднять на щит ложь. Ложь, которая нужна «элитам» для их целей.