ЛИБИДО, ПАССИОНАРНОСТЬ И ИСТОРИЯ

                                                 

 

Лев Гумилёв придумал термин «пассионарность», но не смог толком объяснить ни его смысл, ни причины возникновения такого явления. Однако все, кто хоть немного изучал историю и этногенез (происхождение народов), невольно признают, что за этим термином скрывается реальность.

Пассионарность имеет отношение к индивидуальной и массовой психологии, и одновременно к рождению, развитию и гибели народов (этносов). Подумаем, а что же объединяет эти вещи? Ну конечно же, это основной инстинкт, куда без него?

Когда воины Александра Македонского и Чингис хана, ансары Мухаммада, древние арии, викинги, гунны, скифы, тюрки, и многие другие потенциальные и фактические завоеватели, снимались с насиженных мест и бросались в дальние походы с неизвестным результатом, что ими двигало? Неужели они рисковали жизнью и подвергали себя неимоверным тяготам ради того, чтобы пограбить и затем таскать на себе тысячи километров какой-то серебряный кубок? Вернувшись из похода домой, что этот солдат мог сделать с кубком, или дорогой, расшитой золотом  тряпкой? Грабёж и обогащение не могут дать достаточной мотивации солдату, разве что кучке командиров высшего ранга.

Зато такую мотивацию даёт врождённый половой инстинкт. Это особенно касается молодых неженатых мужчин, которые ещё не должны кормить ораву детей и жену, но зато и лишены секса. В прошлом папаши блюли девственность дочерей больше, чем самое дорогое сокровище, за изнасилование наказывали и в прошлом, и сегодня, так что же делать бедному, но сильному юноше?

Да, проститутки тоже были всегда, но при родовом строе или в общине, селе, где все знают всех, это занятие означало исключение женщины из общества, а потому был дефицит таких женщин.

Есть ещё одна серьёзная, подсознательная  причина, из-за которой любовь ищут далеко от родных мест. Половые связи в узком кругу неизбежно оказываются родственными связями, и они приводят к вырождению потомков.

Предпочтение «чужаку» как половому партнёру заложено в генах, это результат отбора.

Кстати, именно поэтому все расистские теории антинаучны. Ксенофобия тоже заложена в наших генах, но у большинства людей «основной инстинкт» сильнее, он побеждает ксенофобию и расизм.

Лев Гумилёв, опять-таки туманно, приписывает «толчки» пассионарности действию возможных вспышек солнечных протуберанцев и, как следствие, генетических мутаций. Проверить такую гипотезу не удаётся. «Линии» Гумилёва, вдоль которых якобы проявлялась первичная «пассионарность», произвольны и ничего не доказывают. Зато, при более внимательном рассмотрении, заметно, что «точки» и «линии» Льва Гумилёва – это точки и линии на местности, в которых имел место контакт групп населения разного происхождения, генетически далёких групп.

Я не присутствовал и не держал свечку там и тогда, когда происходил этот «контакт» особей противоположного пола, но заметно, как результаты этих «контактов» проявились в истории.

Стремление к «контактам» с чужаками проявляют особи обоего пола, иначе бы ничего не получилось. Когда дикая орда озверевших мужчин врывается в захваченный ими город, крушит всё вокруг, убивает младенцев, часть покорённых женщин уже ждут, чтобы эти классные мужики принялись за них.

У мусульман широко известна история с Мухаммадом и одной из его жён. Мухаммад убил отца Сафии, вождя иудейского племени Бану Надир, а также и её мужа из того же племени (о её детях от этого и предыдущего брака не сказано ничего). В ночь после бойни Мухаммад взял Сафию в свой шатёр. Телохранитель всю ночь ходил вокруг шатра, и утром Мухаммад сделал ему замечание по этому поводу. Телохранитель ответил, что боялся за жизнь пророка, но Мухаммад успокоил его. Похоже, Мухаммад знал, что говорил. Когда он освободил Сафию из рабства и предложил выбор, вернуться к своим или остаться у Мухаммада в качестве одной из жён, Сафия предпочла остаться.

Многие современные народы (нации) были «заложены»  в результате завоевания пришельцами и последующего «смешения» половым путём пришлых воинов с местными женщинами. Вот наугад короткий список: французы (германское племя франков завоевало романизированную Галлию), древняя Русь (варяги-захватчики «смешались» со славянками), Болгария (тюркское племя болгар подчинило славян). Готы поочерёдно отметились на Украине, Балканском полуострове, в Италии и Испании. Гунны из Китая, с остановкой на Волге (где они «смешались» с местными женщинами), вселились в Германию, а результаты заметны по сей день. Норманны «родили» Нормандию во Франции, а затем переправились в Англию, где ещё до них «смешались» англы, саксы и норвежские викинги с бриттами.

Парфяне завоевали Персию, Арии – Индию, маньчжуры – Китай, абхазы – Грузию, арабы – весь Ближний Восток, тюрки «родили» целую группу народов смешанного происхождения, от турок до якутов, племена Банту захватили и «смешали» Восточную и Южную Африку. Испанцы и португальцы «заложили» смешанные нации Латинской Америки. Британцы, включая англичан, шотландцев, ирландцев и валлийцев, «родили» США, Канаду, Австралию, Новую Зеландию.

Список можно продолжить. Славяне, даже без формального завоевания, заселили и «смешали» почти всю центральную и восточную Европу, а также Балканский полуостров. Сюда же можно отнести Великое переселение народов и Великие географические открытия, которые привели к переселению и «смешению» народов. США и Израиль сегодня находятся в стадии «смешения», то есть того, что Гумилёв назвал «начальным толчком» пассионарности.

Вывод: почти все этносы в начале своего существования пережили начальную стадию (по Гумилёву «толчок») пассионарности как результат перемещения и смешения.

Смешение разнородных генофондов даёт толчок мутациям, причём изменения могут быть как положительными, так и отрицательными. Лишь последующий половой отбор в течение как минимум нескольких поколений позволяет «отбраковать» плохие мутации и привести к повышению «пассионарности» популяции в целом. Гумилёв считал, что продолжительность начальной фазы этногенеза – 150 лет, что соответствует половому отбору в течении семи поколений.

Согласно Льву Гумилёву и, кстати, Арнольду Тойнби, этносы и «цивилизации» проходят последовательные фазы  развития, которые можно сравнить с жизнью отдельного индивидуума, от рождения и детства в юность, зрелость, старость и смерть. Да, популяция,  этнос  и цивилизация действительно проходят этот цикл изменений, при этом каждой фазе соответствует определённый уровень «пассионарности».

                                                                           Национализм

Психология человека построена диалектически.  Каждому чувству, как правило, есть антипод: эгоизму противостоит альтруизм, жестокости – жалость, жадности – щедрость, любви – ненависть, и т. д. Я имею в виду, что эти диалектически связанные пары чувств принадлежат одному и тому же индивиду. Если мы называем человека добрым, это не значит, что он добр всегда. В определённый час, в определённых обстоятельствах, добряк может проявить жестокость, поскольку он сочтёт это справедливым.

Причина этого «раздвоения» всех личностей очевидна: в разных обстоятельствах человеку пригождаются разные свойства его психологии. Это разнообразие и противоречивость психики спасительны для каждого из нас. Более того, они спасительны для того общества, в котором каждый из нас живёт.

Чувство солидарности со своей группой и готовность пожертвовать собой ради блага «своих» – это врождённое чувство, благодаря отбору оно закрепилось в генах. Разумеется, у разных индивидуумов оно выражено в разной степени. Оно изменяется также с возрастом: формируется в подростковом возрасте, достигает максимума в молодости, а затем постепенно ослабевает.

Этот инстинкт солидарности  (принадлежности к группе) может быть обращён на разные виды обществ, например, семью, род, племя, нацию, конфессию, партию, сторонников вождя или пророка, армию, общину.  Объект солидарности определяется чаще всего воспитанием и участием в жизни «своей» группы.  Однако бунт личности или группы может привести к смене традиционных приоритетов. Особенно это характерно для молодых людей. Молодёжь ищет и находит по своей инициативе новые идеологии и новые объекты солидарности.

Солидарность  со своей семьёй, родом, племенем, этнической группой и, наконец, нацией связана с осознанием происхождения индивидуума и группы, к которой он принадлежит. Она включает культ великих предков, реальных или воображаемых.

Другой вид солидарности возник на основе религиозной (конфессиональной) принадлежности. В Европе рост национализма был связан с ослаблением влияния христианской религии. В мусульманских странах конфликт между исламом и национализмом был заложен лично Мухаммадом, который жёстко требовал от своих последователей порвать семейные и племенные связи во имя религии и верности пророку.

Марксисты противопоставили национализму и религии интернационализм и «классовую солидарность». В СССР пытались создать «новую историческую общность – советский народ». Практически, однако, советский интернационализм вылился в насильственную русификацию и искусственное «перемешивание» народов СССР. Для того, чтобы «склеить» разнородные части империи, КПСС нагнетала образ врага в виде «империализма», а на последнем этапе загнивания СССР на первый план выдвинули антисионизм. Всё это закончилось распадом СССР.

Современные глобальные и региональные  элиты, которые стремятся к мировому господству, хотят преодолеть как национализм, так и марксизм, исходя из своих собственных интересов. Зато антисионизм и исламизация, с их точки зрения, положительные явления.

Человек готов пожертвовать собой ради блага свой группы, в первую очередь семьи, но также и ради абстрактной группы, например, нации, трудящихся, и наконец, абстрактной идеи, вроде бога, ислама, коммунизма. Конечно, при условии, что он убеждён, что жертва действительно во благо тех, с кем он солидаризуется.

В основе национализма может лежать альтруизм. Такой вид национализма, опирающийся на генетически определённый альтруизм, принято называть патриотизмом. Это  «естественный», или биологический национализм. Его возникновение связано с индивидуальным и групповым  отбором  и формированием этносов (биологических популяций).

Другой вид национализма связан с политикой, государством и обществом, это идеология  политического национализма. Такой национализм – продукт воспитания, в том числе и промывки мозгов. Психологической основой такого национализма  может быть как патриотизм, так и ксенофобия. Политический национализм связан с ксенофобией и образом врага. Эта особенность делает националистическую идеологию опасной. Крайним выражением такого национализма стал расизм и идеология национал-социализма, сформулированная Гитлером. В основе такого национализма лежат такие свойства человеческой психологии, как агрессивность, жестокость, садизм. Многие люди ищут повод безнаказанно проявить эти свои врождённые инстинкты, да чтобы при этом и совесть не мучала, и чтобы все окружающие хвалили. Националистическая идеология может дать повод проявить тёмные инстинкты толпы.

Итак, двойственность национализма вытекает из двойственности его психологической основы.

 

                                                                      Пассионарность

Пришло время определить термин, что же такое «пассионарность»?

Во-первых, пассионарность этноса и популяции – это сумма пассионарности всех членов соответствующего коллектива.

Во-вторых, пассионарность может быть направлена на внутреннюю междоусобную борьбу или на внешнюю экспансию. Роль великих национальных вождей и пророков заключалась в том, чтобы выдвинуть объединяющую идею и переориентировать пассионарность на внешнюю экспансию.

В третьих, пассионарность  — это комплекс человеческих свойств, как психологических, так и физических, которые обусловлены, с одной стороны, наследственностью, а с другой – влиянием общества, в котором живёт индивидуум.

Начнём с такого свойства, как лень.

Лень – это второй после полового основной инстинкт. В принципе, это защита организма от перегрузок, физических и ментальных.  Человек нуждается в отдыхе и развлечениях и инстинктивно  стремится  получить их как можно больше. Но если дать волю лени и стремлению к удовольствиям, не ограничить их, то человек мог погибнуть, семья разрушиться, а популяция, состоящая из лентяев, потерпеть поражение и попасть в рабство.

Пассионарность означает успешное преодоление лени благодаря как врождённым свойствам индивидуума (например, жизненной энергии, предприимчивости, честолюбию), так и благодаря окружению, которое даёт мотивацию в виде воспитания и идеи. Чувство голода, либидо и стремление к успеху тоже подталкивают отдельного человека к действию, пробуждают пассионарность.

Отмечу, что моральное состояние этноса может поощрять или снижать пассионарность. В обществе, поражённом социальной несправедливостью, коррупцией и идеологическим застоем, пассионарность снижается.

Согласно Гумилёву, жизненный цикл этноса – около 1200 лет.

Важнее другое, то, чего не заметил Гумилёв.  Новое завоевание и новое «смешение» может дать начало новому этносу с новым самосознанием и языком, полученным от отцов – завоевателей. Примеры «отцовских» этносов:  венгры, англичане, великороссы, большинство латиноамериканских наций, румыны, турки, узбеки и др. В других случаях завоевание может привести и к новой стадии «материнского» этноса, когда потомки сохраняют язык и самосознание местных матерей. Примеры: французы, итальянцы, китайцы, индийцы, таджики, персы, древняя Русь и др.

Как при возникновении «отцовских», так и при возрождении «материнских» этносов начинается новый «толчок», затем новый цикл полового отбора и пассионарности.

                                                                                               Евреи

А теперь попробуем приложить эту схему к евреям, а точнее к ашкеназам. 

Мы не знаем точно, когда произошло "зачатие" еврейско-ашкеназского этноса, но результат этого первичного "толчка" сказался в полную силу в 13 веке.Местом действоя была юго-западная Германия и северная Франция. Начинается "демографический взрыв". Общины евреев увеличиваются количественно и качественно. Появляются выдающиеся комментаторы Библии, евреи распространяются из прирейнской области на всю территорию Гемании, селятся в Польше, Украине, Белоруссии и Прибалтике, Венгрии, включая Словакию и Хорватию. Затем ашкеназы устремляются в США, Аргентину, Южную Африку. К началу 20 века ашкеназы составляли 90% всех евреев, внесли неоценимый вклад в развитие банковского дела, науки и культуры. Холокост прервал естественное развитие ашкеназского этноса.